Главная \ Службы школы-интерната \ Служба сопровождения

Служба сопровождения

 

  

 Категории лиц, проходящих подготовку:

Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (на усыновление, под опеку, попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание), за исключением:

близких родственников детей (бабушек, дедушек, братьев и сестер, имеющих общего отца и/или мать);

лиц, которые являются или являлись усыновителями, и в отношении которых усыновление не было отменено;

лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;

лиц, которые являются отчимами и мачехами несовершеннолетних.

 

ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия»

 

«Утверждено»

Директор ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия»______________Лепорская Н. А.

 

«Согласовано»

Зам.директора ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия»_________Кольцова О. Н.

 Программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в свою семью на воспитание или в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

Школа замещающих родителей

Топорково

2018 г.

 Актуальность:

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», законом Московской области от 29.12.2007 № 240/2007-ОЗ «Об организации и деятельности органов опеки и попечительства Московской области», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2011 № 1681 «Об утверждении примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», приказом Министра образования Московской области №4300 от 12.08.2015 «Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, форм, связанных с подготовкой лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и внесении изменений в некоторые приказы министра образования Московской области».

Цель программы:

психолого-педагогическая и правовая подготовка лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Задачи Программы:

Подготовить лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка к осознанному, самостоятельному и ответственному принятию решения о приеме ребенка в семью.

Ознакомить лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами семейного устройства детей и основами законодательства в сфере защиты прав детей, а также их правами и обязанностями как замещающих родителей.

Расширить осведомленность лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, об особенностях возрастного психического развития.

Ознакомить лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания.

Сформировать воспитательные компетенции и родительские навыки необходимые для содержания и воспитания ребенка у лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Расширить представления у лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

Расширить осведомленность лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, об особенностях протекания периода адаптации в приемной семье.

Сформировать навыки эффективного преодоления типичных трудностей, возникающих в замещающих семьях, у лиц желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Ознакомить лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.

Количество часов подготовки: 80 академических часов.

Форма подготовки: программа осваивается по очной форме обучения.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Полный цикл подготовки реализуется в течение 2-х месяцев.

Требования к группе: рекомендуемое количество участников группы не менее 3 человек и не более 15 человек.

Формы итогового контроля: экзамен.

По итогам прохождения подготовки выдается свидетельство, предусмотренное порядком проведения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

 Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются:

отказ от прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, зафиксированный в личном заявлении;

пропуск более 30% занятий по подготовке;

непрохождение итогового экзамена.

В результате освоения Программы слушатели будут

 знать:

основные понятия и теории психолого-педагогической науки, обусловливающие процессы обучения и воспитания;

основные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

специфику  взаимодействия замещающих семей и различных организаций,

роль и меру ответственности за жизнь и здоровье детей, их воспитание и развитие, которую замещающие родители берут на себя в связи с приемом детей-сирот в свои семьи;

специфику мотивационно-потребностной сферы ребенка на различных этапах онтогенеза;

основы безопасного воспитания детей в зависимости от их возраста, их жизненного опыта;

функционально-ролевую функцию семьи как развивающейся системы, которая также адаптируется к приему детей-сирот;

компетенции (ценностях, знаниях и умениях) необходимые замещающему родителю как субъекту обучения и воспитания.

 уметь:

 использовать на практике современный арсенал медико-психологических и психолого-педагогических подходов при решении  учебно-воспитательных задач в рамках взаимодействия с ребенком;

 использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, к приему в свои семьи детей-сирот;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию ребенка;

рассматривать «трудное» поведение детей-сирот в контексте окружающих условий и их прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на «трудное» поведение детей-сирот в зависимости от особенностей их развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;

быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения в своей семье;

 оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места кровной семьи в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательный ресурс своей семьи;

быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в деле воспитания ребенка;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям-сиротам и замещающим родителям;

 заботиться о здоровье ребенка;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

 

владеть:

актуальными методами, формами и средствами обучения и воспитания в зависимости от направленности развивающих, профилактических и коррекционных задач.

Учебно-тематический план Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

 


п/п

Темы занятий

Количество часов

Форма контроля

 

 

 

 

 

 

 

Всего

Лекции

Тренинги

Индивид.

консультации

 

 

I БЛОК.
Организационно-подготовительный

7

2

3

2

 

 

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

5

2

3

 

 

 

 

Структурированное интервью «Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей»

2

 

 

 

 

2

Индивидуальное собеседование

II БЛОК.

Учебно-ознакомительный

72

17

53

2

 

 

2.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

5

1

4

 

 

 

 

3.

Этапы развитие ребенка

7,5

2

5

0,5

Самоконтроль/

тестирование

4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

7

1

6

 

 

 

 

5.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

7

1

6

 

 

 

 

6.

Адаптация приемного ребенка в приемной семье

8,5

1

7

0,5

Самоконтроль

7.

Трудное поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

7

1

6

 

 

 

 

8.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

8,5

3

5

0,5

Самоконтроль/

тестирование

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка

3

1

2

 

 

 

 

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

10

1

9

 

 

 

 

11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

5,5

4

1

0,5

Самоконтроль/

тестирование

12.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

3

1

2

 

 

 

 

III Блок.

Итогово-контрольный

1

 

 

 

 

1

 

 

13.

Итоговая аттестация

1

 

 

 

 

1

Индивидуальное собеседование

 

 

Итого:

80

19

56

5

 

 

 

 

 

 

 

Порядок проведения психологической диагностики кандидатов в замещающие родители «Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей»

 

 

Проведение психологической диагностики кандидатов в замещающие родители регламентировано Программой подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, и является обязательным для всех участников занятий в Школе замещающих родителей.

Психологическую диагностику кандидатов следует отличать от комплексной оценки потенциальной замещающей семьи, предполагающей под собой тщательное изучение здоровья, социального статуса, бытовых условий проживания потенциальных родителей. Цель психологической диагностики предельно четка – оценить воспитательный потенциал кандидатов в замещающие родители, что достигается в решении ряда задач: 1) проведение диагностики индивидуальных черт личности и характера, выявление патологических или дисгармоничных черт склада; 2) диагностика мотивации принять ребенка в семью, оценка ее соответствия интересам ребенка; 3) диагностика представления о родительских функциях; 4) диагностика сплоченности членов потенциальной семьи и гармоничности распределения семейных прав и обязанностей; 5) предоставление рекомендаций по результатам диагностики, о способах гармонизации внутрисемейных отношений и о предупреждении возможных сложностей, связанных с устройством ребенка в семью. Дополнительным результатом диагностики, выходящими за поставленные задачи, является подбор семьи для конкретного ребенка, прогноз успешности и стабильности жизнеустройства «знаемого» ребенка в одну из потенциальных замещающих семей. Психологическая диагностика членов потенциальной замещающей семьи позволяет снизить риск жестокого обращения с ребенком и предотвратить случаи повторного отказа.

Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители длится 2 академических часа и включает в себя структурированное интервью и заполнение психодиагностических методик. В случае зачисления в Школу супружеской пары, диагностика может быть проведена как парное интервьюирование супругов или с каждым из них по отдельности. Возможно участие в диагностике одновременно двух педагогов-психологов Отдела для проведения более глубокой и разносторонней оценки.

В ходе структурированного интервью кандидатам в замещающие родители могут быть заданы следующие вопросы:

1. Определение мотивации принятия ребенка в семью: Когда и кому первому пришла идея принять в семью ребёнка?», «Что влияло на Ваше желание?», «Почему именно сейчас Вы решили его осуществить?», «Что может заставить Вас отказаться от приёмного ребёнка, уже проживающего в Вашей семье?» и др.

2. Определение устойчивости намерений принять ребенка. «Как Вы думаете, как изменится Ваша жизнь, когда в семье появится приёмный ребёнок?», «От чего Вы готовы отказаться ради того, чтобы принять ребёнка?».

3. Определение общих характеристик семейных отношений. «Какова продолжительность Вашего брака?» «Был и Вас опыт расторжения браков, в чем была причина развода?» , «Воспитываются ли Вами в настоящее время дети?», «Кого из членов семьи, друзей, знакомых  Вы планируете привлекать к воспитанию ребенка и регулярному общению с ним?»

4. Прояснение опыта утраты ребенка. «Был ли у Вас опыт утраты ребенка (когда это произошло, сколько было ребенку)?», «Что помогло Вам преодолеть утрату ребенка?», «Как то, что произошло, влияет на Вашу сегодняшнюю жизнь?».

5. Определение опыта взаимодействия с детьми и воспитания детей. «Как вы привыкли общаться с детьми, насколько часто взаимодействуйте с ними?», «Какие совместные с детьми занятия интересны вам?»

6. Общая оценка внутрисемейного взаимодействия. «Часты ли в Вашей семье конфликты?», «Как Вы бы в целом охарактеризовали свою семью, атмосферу в ней?», «Какие совместные занятия вы предпочитаете?»

7. Самооценка кандидатов. «Что Вы можете сказать о своем характере?», «Какие сильные и слабые стороны своего характера Вы можете перечислить?», «Какие черты помогут Вам воспитать приемного ребенка?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перепечатка, а равно использование материалов с данного сайта, разрешена только по согласию с владельцем.

Наш адрес:
Московская область, Сергиево-Посадкий район, д.Топорково