ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОСТИНТЕРНАТНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ВОСПИТАННИКОВ
Общие положения
Настоящее Положение регламентирует деятельность по организации и проведению постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, являющихся выпускниками ЧОУ «Православный Центр Образования им. Преподобного Сергия» (далее школа-интернат).
Постинтернатное сопровождение обеспечивается с целью:
- защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 23 лет, являющихся выпускниками школы-интерната;
- оказания содействия детям-сиротам, являющимися выпускниками школы-интерната и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав;
- обеспечения преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период;
- повышения социального статуса выпускников школы-интерната.
При организации постинтернатного сопровождения соблюдаются права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обеспечиваются государственные гарантии по социальной поддержке граждан данной категории, установленные законодательством Российской Федерации и Московской области.
С целью выполнения настоящего Положения в школе-интернате создается Служба постинтернатного сопровождения (далее – Служба). Настоящее Положение определяет порядок и организацию деятельности Службы.
Под Службой постинтернатного сопровождения понимается деятельность школы-интерната, направленная на оказание поддержки и помощи выпускникам школы-интерната, в создании оптимальных условий их социальной адаптации.
В состав Службы входят специалисты школы-интерната: педагог-психолог, социальный педагог, социальный работник, юрист.
Служба осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии со специалистами органов опеки и попечительства, администраций всех регионов, воспитателями и педагогами образовательных учреждений, специалистами здравоохранения, комиссии по делам несовершеннолетних, отделом внутренних дел, отделом социальной защиты населения, центром занятости населения, отделом по делам молодежи, учреждениями культуры и спорта, общественными объединениями и другими организациями.
Цели и задачи Службы
Основная цель работы Службы – создание условий для позитивной успешной социализации и самореализации выпускников школы-интерната.
Основные задачи Службы:
- оказание индивидуально-ориентированной социальной, педагогической, психологической, юридической помощи в решении наиболее сложных задач социализации выпускников школы-интерната: трудности периодов адаптации, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, трудоустройства, проблемы взаимоотношений со сверстниками, социальным окружением, помощь в решении конфликтных ситуаций, в том числе юридического характера, решения вопросов жизнеустройства;
- мониторинг социальной адаптации выпускника: изучение социальной ситуации развития воспитанника, его положения в трудовом коллективе, в семье, реализации индивидуальной программы сопровождения;
- установление взаимодействия всех необходимых социальных организаций и специалистов в интересах реализации индивидуального плана сопровождения выпускника;
- предоставление информации по вопросам взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения на заседания городского попечительского Совета межведомственного взаимодействия;
- формирование общественного позитивного отношения к проблемам выпускников;
- формирование социально-поддерживающей сети выпускника;
- участие в отборе и подготовке общественных добровольных постинтернатных кураторов;
- развитие форм взаимодействия и общения выпускников, содействие созданию клубов и сообществ выпускников;
- анализ результатов деятельности службы, обобщение опыта и определение приоритетов дальнейшей работы.
Основные направления деятельности Службы
К основным направлениям деятельности Службы относятся:
- Мониторинг – владение информацией о социальной адаптации выпускников, проблемах жизнеустройства, потребностях в помощи и поддержке. Систематическое посещение выпускников по месту жительства, ведение базы данных о выпускниках.
- Профилактика – определение рисков социальной адаптации, разработка программ профилактической работы.
- Диагностика (индивидуальная и групповая) – дифференцированный учет выпускников, определение необходимых им форм помощи и периодичности ее предоставления, определение ресурсов личности выпускника для успешной адаптации.
- Сопровождение – оказание информационно-консультативной, социально-правовой, медико-психологической и иных форм помощи.
- Координация – создание условий для координации и совместной деятельности субъектов постинтернатного сопровождения.
Организация деятельности Службы
Служба создается при школе-интернате. Деятельность Службы определяется настоящим Положением.
Деятельность Службы осуществляется специалистами с высшим или средним профессиональным (педагогическим, психологическим, юридическим) образованием, Деятельность Службы осуществляется согласно индивидуальных планов сопровождения, утвержденных директором школы-интерната.
Мониторинг и оценка эффективности деятельности Службы, а также руководство деятельностью специалистов Службы осуществляет директор школы-интерната. Параметры для оценки деятельности Службы:
- отзывы выпускников (анкетирование, телефонный опрос);
- анализ квартальных отчетов Службы;
- анализ результатов работы по индивидуальным планам сопровождения выпускников;
- аттестация специалистов Служб один раз в два года.
Для осуществления своей деятельности Служба обеспечивается помещением, необходимым оборудованием, штатом сотрудников, средствами информационной, диагностической, вычислительной и печатной техники.
Права и обязанности сотрудников Службы
В своей деятельности сотрудники Службы обязаны:
- в решении вопросов исходить из интересов выпускника школы-интерната;
- руководствоваться настоящим Положением, нормативными документами;
- качественно выполнять задачи и основные направления работы, предусмотренные данным Положением;
- работать в тесном контакте с сотрудниками отдела опеки и попечительства, социальными организациями муниципального образования;
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
- незамедлительно сообщать в орган опеки и попечительства о фактах нарушения прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- предоставлять информацию в муниципальные органы о результатах анализа социальной ситуации выпускников, проблемах, потребностях в помощи и поддержке;
- хранить в тайне сведения, полученные в результате консультативной деятельности, диагностирования, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления коррекционной работы.
Сотрудники Службы имеют право:
- посещать выпускников по месту жительства в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, договором (индивидуальным планом) о сопровождении;
- привлекать к сотрудничеству специалистов других организаций для улучшения качества работы с выпускниками по согласованию с директором школы-интерната;
- вносить предложения в органы государственной власти и местного самоуправления муниципального образования по вопросам, связанным с защитой прав и интересов выпускников;
- вносить предложения по улучшению качества работы Службы;
- запрашивать в установленном порядке и получать необходимые материалы от органов опеки и попечительства, образовательных и медицинских учреждений, организаций, оказывающих социальные услуги населению и иных организаций в целях эффективной работы с выпускниками;
- свободно выбирать и использовать учебные пособия и материалы для саморазвития;
- осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством РФ.
Документация для осуществления деятельности Службы
В своей деятельности Служба использует следующую информацию и документацию:
- сведения, поданные в банк данных о сопровождаемом;
- индивидуальный план сопровождения выпускника;
- журнал посещения и индивидуальной работы с выпускниками.
Примерное содержание деятельности специалистов Службы
- Планируют работу по мониторингу и сопровождению выпускников, выбывших по месту учебы, службы, работы и иным причинам.
- Планируют и осуществляют контрольные посещения выпускников, ведут журнал посещений.
- Совместно с другими специалистами школы-интерната, педагогами образовательных учреждений профессиональной направленности составляют план индивидуальной работы с выпускником.
- Организуют и проводят консультации и беседы (в том числе выездные) для выпускников в соответствии с индивидуальным планом сопровождения.
- Проводят индивидуальные консультации для выпускников в специально отведенные дни и часы.
- Проводят профилактическую работу по преодолению кризисов адаптации выпускников.
- В случае возникновения кризисной ситуации принимают все необходимые и возможные меры для оказания помощи и поддержки выпускнику.
- Координируют индивидуальную работу с выпускником субъектов сопровождения в соответствии с утвержденным на межведомственном попечительском Совете индивидуальным планом сопровождения.
- В сложных случаях привлекают для оказания помощи выпускникам специалистов районных, городских и областных центров, работающих с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Организуют занятия для граждан, изъявивших желание стать общественным добровольным наставником по постинтернатному сопровождению.
- Подбирают и разрабатывают диагностические методики, с целью определения уровня психологического благополучия выпускника.
- Постоянно повышают свою профессиональную компетенцию. Изучают и обобщают российский и зарубежный опыт постинтернатного сопровождения.
- Поддерживают и развивают формы общения и досуга и дополнительного образования выпускников.
- Участвуют в разработке и подготовке к печати материалов и пособий.
- Готовят квартальные и ежегодные отчеты о своей деятельности.