Главная \ Службы школы-интерната \ Служба постинтернатного

Служба постинтернатного

 

 

 ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор   ЧОУ

«Школа-интернат

им. Преподобного Сергия»

____________ Лепорская Н.А.

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

 О ПОСТИНТЕРНАТНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ВОСПИТАННИКОВ

 

 

 

Сергиево-Посадский район, д. Топорково.

 

Общие положения

Настоящее Положение регламентирует деятельность по организации и проведению постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, являющихся выпускниками ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия» (далее школа-интернат).

Постинтернатное сопровождение обеспечивается с целью:

защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 23 лет, являющихся выпускниками школы-интерната;

оказания содействия детям-сиротам, являющимися выпускниками школы-интерната и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав;

обеспечения преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период;

повышения социального статуса выпускников школы-интерната.

При организации постинтернатного сопровождения соблюдаются права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обеспечиваются государственные гарантии по социальной поддержке граждан данной категории, установленные законодательством Российской Федерации и Московской области.

С целью выполнения настоящего Положения в школе-интернате создается Служба постинтернатного сопровождения (далее – Служба). Настоящее Положение определяет порядок и организацию деятельности Службы.

Под Службой постинтернатного сопровождения понимается деятельность школы-интерната, направленная на оказание поддержки и помощи выпускникам школы-интерната, в создании оптимальных условий их социальной адаптации.

В состав Службы входят специалисты школы-интерната: педагог-психолог, социальный педагог, социальный работник, юрист.

Служба осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии со специалистами органов опеки и попечительства, администраций всех регионов, воспитателями и педагогами образовательных учреждений, специалистами здравоохранения, комиссии по делам несовершеннолетних, отделом внутренних дел, отделом социальной защиты населения, центром занятости населения, отделом по делам молодежи, учреждениями культуры и спорта, общественными объединениями и другими организациями.

Цели и задачи Службы

Основная цель работы Службы – создание условий для позитивной успешной социализации и самореализации выпускников школы-интерната.

Основные задачи Службы:

оказание индивидуально-ориентированной социальной, педагогической, психологической, юридической помощи в решении наиболее сложных задач социализации выпускников школы-интерната: трудности периодов адаптации, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, трудоустройства, проблемы взаимоотношений со сверстниками, социальным окружением, помощь в решении конфликтных ситуаций, в том числе юридического характера, решения вопросов жизнеустройства;

мониторинг социальной адаптации выпускника: изучение социальной ситуации развития воспитанника, его положения в трудовом коллективе, в семье, реализации индивидуальной программы сопровождения;

установление взаимодействия всех необходимых социальных организаций и специалистов в интересах реализации индивидуального плана сопровождения выпускника;

предоставление информации по вопросам взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения на заседания городского попечительского Совета межведомственного взаимодействия;

формирование общественного позитивного отношения к проблемам выпускников;

формирование социально-поддерживающей сети выпускника;

участие в отборе и подготовке общественных добровольных постинтернатных кураторов;

развитие форм взаимодействия и общения выпускников, содействие созданию клубов и сообществ выпускников;

анализ результатов деятельности службы, обобщение опыта и определение приоритетов дальнейшей работы.

Основные направления деятельности Службы

К основным направлениям деятельности Службы относятся:

Мониторинг – владение информацией о социальной адаптации выпускников, проблемах жизнеустройства, потребностях в помощи и поддержке. Систематическое посещение выпускников по месту жительства, ведение базы данных о выпускниках.

Профилактика – определение рисков социальной адаптации, разработка программ профилактической работы.

Диагностика (индивидуальная и групповая) – дифференцированный учет выпускников, определение необходимых им форм помощи и периодичности ее предоставления, определение ресурсов личности выпускника для успешной адаптации.

Сопровождение – оказание информационно-консультативной, социально-правовой, медико-психологической и иных форм помощи.

Координация – создание условий для координации и совместной деятельности субъектов постинтернатного сопровождения.

Организация деятельности Службы

Служба создается при школе-интернате. Деятельность Службы определяется настоящим Положением.

Деятельность Службы осуществляется специалистами с высшим или средним профессиональным (педагогическим, психологическим, юридическим) образованием, Деятельность Службы осуществляется согласно индивидуальных планов сопровождения, утвержденных директором школы-интерната.

Мониторинг и оценка эффективности деятельности Службы, а также руководство деятельностью специалистов Службы осуществляет директор школы-интерната. Параметры для оценки деятельности Службы:

отзывы выпускников  (анкетирование, телефонный опрос);

анализ квартальных отчетов Службы;

анализ результатов работы по индивидуальным планам сопровождения выпускников;

аттестация специалистов Служб один раз в два года.

Для осуществления своей деятельности Служба обеспечивается помещением, необходимым оборудованием, штатом сотрудников, средствами информационной, диагностической, вычислительной и печатной техники.

Права и обязанности сотрудников Службы

В своей деятельности сотрудники Службы обязаны:

в решении вопросов исходить из интересов выпускника школы-интерната;

руководствоваться настоящим Положением, нормативными документами;

качественно выполнять задачи и основные направления работы, предусмотренные данным Положением;

работать в тесном контакте с сотрудниками отдела опеки и попечительства, социальными организациями муниципального образования;

рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;

незамедлительно сообщать в орган опеки и попечительства о фактах нарушения прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

предоставлять информацию в муниципальные органы о результатах анализа социальной ситуации выпускников, проблемах, потребностях в помощи и поддержке;

хранить в тайне сведения, полученные в результате консультативной деятельности, диагностирования, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления коррекционной работы.

 

 

Сотрудники Службы имеют право:

посещать выпускников по месту жительства в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, договором (индивидуальным планом) о сопровождении;

привлекать к сотрудничеству специалистов других организаций для улучшения качества работы с выпускниками по согласованию с директором школы-интерната;

вносить предложения в органы государственной власти и местного самоуправления муниципального образования по вопросам, связанным с защитой прав и интересов выпускников;

вносить предложения  по улучшению качества работы Службы;

запрашивать в установленном порядке и получать необходимые материалы от органов опеки и попечительства, образовательных и медицинских учреждений, организаций, оказывающих социальные услуги населению и иных организаций в целях эффективной работы с выпускниками;

свободно выбирать и использовать учебные пособия и материалы для саморазвития;

осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством РФ.

Документация для осуществления деятельности Службы

В своей деятельности Служба использует следующую информацию и документацию:

сведения, поданные в банк данных о сопровождаемом;

индивидуальный план сопровождения выпускника;

журнал посещения и индивидуальной работы с выпускниками.

Примерное содержание деятельности специалистов Службы

Планируют работу по мониторингу и сопровождению выпускников,  выбывших по месту учебы, службы, работы и иным причинам.

Планируют и осуществляют контрольные посещения выпускников, ведут журнал посещений.

Совместно с другими специалистами школы-интерната, педагогами образовательных учреждений профессиональной направленности составляют план индивидуальной работы с выпускником.

Организуют и проводят консультации и беседы (в том числе выездные) для выпускников в соответствии с индивидуальным планом сопровождения.

Проводят индивидуальные консультации для выпускников в специально отведенные дни и часы.

Проводят профилактическую работу по преодолению кризисов адаптации выпускников.

В случае возникновения кризисной ситуации принимают все необходимые и возможные меры для оказания помощи и поддержки выпускнику.

Координируют индивидуальную работу с выпускником субъектов сопровождения в соответствии с утвержденным на межведомственном попечительском Совете индивидуальным планом сопровождения.

В сложных случаях привлекают для оказания помощи выпускникам специалистов районных, городских и областных центров, работающих с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Организуют занятия для граждан, изъявивших желание стать общественным добровольным наставником по постинтернатному сопровождению.

Подбирают и разрабатывают диагностические методики, с целью определения уровня психологического благополучия выпускника.

Постоянно повышают свою профессиональную компетенцию. Изучают и обобщают российский и зарубежный опыт постинтернатного сопровождения.

Поддерживают и развивают формы общения и досуга и дополнительного образования выпускников.

Участвуют в разработке и подготовке к печати материалов и пособий.

Готовят квартальные и ежегодные отчеты о своей деятельности.

 

 

 

 


 

ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия»

 

 

 

 

 

 

 

 

  «СОГЛАСОВАНО»   

Зам по УВР ЧОУ «Школа-интернат имени

Преподобного Сергия»

И. В. Каминская

_____________________

              (подпись)                                                        «______»_________г

 «УТВЕРЖДАЮ»   

Директор ЧОУ «Школа-интернат имени Преподобного Сергия»

Н. А. Лепорская

_______________

               (подпись)                                                            «29» января 2018 г

 

 

 

 

Программа постинтернатного сопровождения

воспитанников-выпускников

 

«Доверие»

 

 

 

 

Разработали: 

педагог – психолог

высшей квалификационной категории

Е. В. Казанова

социальный педагог

первой квалификационной категории

В.Е. Латун

 

 

 

 

 

 

д. Топорково

 

 

Пояснительная записка

В число наиболее актуальных задач, стоящих как перед органами государственной власти и местного самоуправления, так и интернатными учреждениями, входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения их пребывания в учреждении.

Данная проблема неоднократно находила свое отражение в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2010 и 2011 годов и направленных на их реализацию поручениях Президента РФ, в которых ставилась задача разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот. В связи с этим органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также учреждениям для детей-сирот, необходимо принять исчерпывающие меры, обеспечивающие разработку и реализацию соответствующих программ.

Правовую основу деятельности по разработке и принятию программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот составляет:  правовую основу деятельности по разработке и принятию программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе:

• Конвенция ООН о правах ребенка;

• Конституция Российской Федерации;

• Гражданский кодекс Российской Федерации;

• Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

• Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

• Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203, от 28.08.1997 N 1117, от 30.03.1998 N 366, от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216);

• Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 N 2553-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"»;

• Федеральный закон от 28 декабря 2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

• Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N

481 г. Москва "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".

Вхождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие.

 

 

Цель: создание эффективной системы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), оказание помощи выпускникам в получении профессии и трудоустройстве, подготовке к семейной жизни.

Задачи:

Подготовка воспитанников интернатных образовательных учреждений к самостоятельной жизни;

Развитие новых форм и технологий деятельности по постинтернатной адаптации и сопровождению;

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения и социально-правовой поддержки выпускников;

Организация системы учета выпускников и оценки эффективности работы по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Повышение квалификации специалистов, занимающихся социальной адаптацией и постинтернатным сопровождением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Информационная поддержка программы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Реализация программы предполагает постинтернатное сопровождение воспитанников 18-23 летнего возраста.

Методологическими основами программы являются:

- личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);

- концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).

Теоретическую основу программы составили:

- положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И. Лисина, В.С. Мухина, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга и др.);

- положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В. Некрасова, И.П. Крохин, Т.И. Юферева и др.);

- положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В. Мудрик, А.Я. Олиференко, С.А. Расчетина, М.В. Фирсов и др.);

- исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Палиева Н.А., Л.М. Загребельная, О.Ю. Итальянкина, К.Р. Мелконян, Г.В. Семья, И.И. Шевченко, Л.М. Шипицына и др.)

 

 

Программа основывается на социально - педагогических технологиях:

- Гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили.

- Педагогической поддержки - О.С. Газман.

- Социально-педагогических технологиях работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд

- Индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.

Требования к материально-технической оснащенности учреждения

для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий и т.д.):

Ø местом проведения встреч и занятий должно быть специально предназначенное помещение площадью 8 кв. м. (кабинет педагога-психолога, социального педагога);

Ø необходимы столы (3 шт.) для проведения деловых и ролевых игр, круглых столов, индивидуальных консультаций, бесед

Ø наличие музыкального центра (ноутбука, компьютера), аудиозаписи музыки для фона

Ø основные теоретические материалы и пособия

 

Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы

 

Для реализации программы в учреждении существует выход в Интернет, библиотека с художественно и научной  литературы.

 

Длительное пребывание в условиях таких учреждений нередко приводит к формированию у воспитанников особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.

Часто выпускники не могут воспользоваться теми теоретическими знаниями, которыми владеют, поэтому могут стать жертвами различных действий мошенников.

Всё это обусловило необходимость организации помощи выпускникам для эффективной социальной адаптации (включение личности в социальную среду через обретение социального статуса, места в социальной структуре общества (О.И. Зотова, И.К. Кряжева). Содержание социальной адаптации затрагивает следующие категории: социальный статус, профессиональное самоопределение, сформированность социально значимых способностей, качеств; положение в обществе, в системе межличностных отношений ближайшего социального окружения; характерологические особенности и качества личности; возможность проявления индивидуальности.

Положительную роль в системе поддержки воспитанников и выпускников играет обеспечение так называемого "наставничества", предполагающего наличие у каждого из них в предвыпускном и выпускном периоде значимого взрослого. В качестве таких взрослых могут выступать родственники или знакомые воспитанников (выпускников), работники учреждения для детей-сирот или работники другой организации, занимающейся решением вопросов социальной адаптации детей-сирот (учреждения профессионального образования, предприятия, общественной организации), а также волонтеры.

На основе проведенных исследований личности выпускников, а также результатов процесса адаптации выделяют несколько групп выпускников по степени сложности проблем, с которыми они сталкиваются в период постинтернатной адаптации и, соответственно, требуемой им помощи в социальной адаптации.

Первая группа - выпускники, имеющие достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие общее образование и готовые продолжать обучение в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования либо устроиться на работу. Выпускники этой группы могут нуждаться в социально-педагогической и психологической поддержке в начальный период жизнеустройства по завершении пребывания в детском доме.

Вторая группа - выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений, они недостаточно активны, испытывают проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Эта группа выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, интенсивном сопровождении и оказании содействия в жизнеустройстве.

Третья группа - выпускники, имеющие нарушения здоровья, физического или психического развития, а также нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, испытывают серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством, отличаются высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью. Такие выпускники нуждаются в специальной помощи и организации сопровождения и контроля за их жизнью в целях преодоления сложной жизненной ситуации, которые могут быть оказаны усилиями специалистов различного профиля (педагогов, психологов, дефектологов, врачей, социальных работников) и при длительном сопровождении (до 5 лет и больше).

Программа предполагает реализацию через следующие  компоненты:

1) Психолого-медико-педагогическая диагностика уровня развития ключевых компетенций и способности к самостоятельной жизни выпускников (вкл. диагностика особенностей развития личности, состояния здоровья, развития качеств и социальных навыков (социальной компетенции) воспитанника и пр.) на разных этапах постинтернатного сопровождения (первичная, промежуточная (вторничная), итоговая (третичная)). Все результаты заносятся в социальную карту выпускника.

Комплексное обследование проводится группой специалистов: психолог, социальный педагог. Каждый из специалистов использует для реализации цели этапа собственные профессиональные навыки, возможности, соответствующие компетенции технологии и методы.

 

Психологическое сопровождение

• Изучение сформированности социальной адаптации воспитанников, а так же условий способствующих адаптации: диагностика уровня развития когнитивной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы, социальной компетентности и других личностных особенностей, анализ и обработка полученных результатов по проблемам, определение факторов, препятствующих успешной социализации выпускников.

• Сбор рекомендаций о выпускнике от специалистов детского дома по составлению индивидуальных программ и маршрутов воспитанников.

• Диагностика у выпускника потребности в дальнейшем уходе и попечении (диагностика сформированности личностных качеств, житейских умений и навыков).

• Диагностика трудовой мотивации, профессиональной направленности и профессиональной компетентности, составление профессиограммы (по запросам).

• Изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил) и причин их вызывающих, выявление сформированности правовой грамотности.

 

Список используемых диагностических методик

Методика «Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение»: О.П. Елисеева;

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера– Ю.Л. Ханина;

16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла;

Проективная методика «Рисунок человека»

«Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассал, М.Фергюсона

Проективная методика «Рисунок семьи»

«Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири;

«Методика диагностики родительского отношения» А. Я. Варга, В.В. Столина

Методика «Локус контроля» О.П. Елисеева;

 «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева;

«Тест юмористических фраз» Р.С. Немова.

Опросник аффилиации

Опросник для оценки потребности достижения успехов.

Проективная методика «Деловые ситуации» Н.Г. Хитрова

«Методика выявления и анализ профессионально важных качеств».

«Методика диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко

«Методика диагностики предрасположенности личности к 18 конфликтному поведению» К. Томаса

«Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко

 

Социально-педагогическое  сопровождение:

диагностика развитости "социально-поддерживающей сети" выпускника;

выявление желания и возможности родственников, знакомых принять участие в жизни выпускника, оказать помощь в его адаптации.

анализ особенностей взаимодействия родственников/знакомых с ребенком и правовая допустимость этих контактов.

 

Организационное сопровождение

Организации и диагностика взаимодействия специалистов

Содействие и контроль

Диагностика опыта по постинтернатному сопровождению в других регионах

Диагностика возможностей для повышения уровня и совершенствования профессионализма специалистов, в реализации программы постинтернатного сопровождения (поиск курсов повышения квалификации по данному вопросу, семинаров и пр.)    

Методы управления и интеграции деятельности специалистов.

Сбор и анализ информации об постинтернатном сопровождении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

2) Предпостинтернатное сопровождение (до момента выпуска из детского дома, 14-18 лет), одним из основных компонентов которого является разработка и реализация индивидуальных программ предпостинтернатной подготовки воспитанников (ИППрП). Контролем является успешное проживание в социальной квартире. Результатом данного блока является составление индивидуальных маршрутов постинтернатного сопровождения выпускников.

 

3) Постинтернатное сопровождение (с момента после выпуска из детского дома, 18-23 лет), одним из основных компонентов которого является реализация (с возможностью корректировки) индивидуальных маршрутов постинтернатного сопровождения выпускников (ИМПС).

Структура  ответственности деятельности специалистов

Социальный педагог.

Основной задачей  является информирование выпускников об их правах, и контроль за соблюдением данных прав.

В числе социальных гарантий, контролируемых службой, находятся:

Получение жилья.

Бесплатное обучение и государственное обеспечение во время обучения.

Пенсии, пособия.

Специалисты службы собирают информацию о жилье. Посещают квартиры, закрепленные за выпускниками, составляя акты проверки жилищно-бытовых условий закрепленного жилья. Особая работа ведется с выпускниками, попавшими в разряд «кризисного» сопровождения. Это те лица, которые окончили учебное заведение, не имеют закрепленного жилья и не стоят на очереди на внеочередное получение жилищного сертификата. Задачей службы является убеждение выпускника в постановке на учет, оказание помощи в сборе пакета документов, совместное посещение жилищного отдела, если это необходимо.

В случае отсутствия жилья, служба ищет варианты для временного проживания выпускников, в том числе ходатайствует о предоставлении комнат в муниципальных или ведомственных общежитиях.

Оказывается помощь в переоформлении пенсий по инвалидности (предоставление транспорта, моральная поддержка) выпускника-инвалида.

Собирают информацию о местах учебы выпускников, получении ими государственных пособий. В случае выявления нарушений, специалисты службы оказывают содействие в разрешении конфликтной ситуации через органы опеки и попечительства и администрацию учебного заведения.

Юрист

Основными задачами является донесение информации об их правах, способах их реализации, помощь в защите прав и законных интересов.

Проводятся занятия с выпускниками «Правовые диалоги», направленные на повышение их юридической грамотности, разъясняют, куда следует обращаться по той или иной проблеме.

Помогает выпускникам реализовывать свои права, мотивируют выпускников на самостоятельное решение возникающих вопросов.

В процессе работы помогают выпускникам составлять ходатайства, жалобы, исковые заявления. Участвуют в судебных заседаниях в качестве представителей лиц из числа детей-сирот.

Работа подразумевает помощь в получении, замене, восстановлении утраченных документов, помощь в получении жилья, отстаивании прав на закрепленное жилье, права на соответствие жилья всем нормам и требованиям .

Мероприятия по юридической защите повышают юридическую грамотность и компетентность выпускников, позволяет самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях и без проведения данной работы невозможна полная адаптация выпускника в современном обществе.

 

Педагог-психолог

 

Проведение комплексного изучения  уровня социальных навыков и социальных сетей выпускника, в результате которых определяется уровень развития социальной компетентности выпускника. Также проводится диагностика профессиональной направленности и профпригодности. На основе данных диагностик строится дальнейшая коррекционная работа с выпускниками.

Проводит лекции с выпускниками, индивидуальные беседы, коррекция сферы профессионального самоопределения, организуются упражнения и игры, направленные на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение самооценки и уверенности в себе, развитие самостоятельности.

 

Куратор

 

Основными задачами педагогических усилий по формированию среды общения и воздействия на нее: организация условий для установления выпускником новых контактов путем привлечения его к разнообразным занятиям, повышения его общественного статуса, уровня образования и развития интеллекта, расширение круга общения. Методы работы: индивидуальные занятия и коллективное общение, включающее встречи, совместный развивающий досуг, участие в общественно полезном труде.

Проведение комплекса мероприятий по вовлечению выпускников в позитивную среду общения повысит уровень социальной компетентности выпускников (развитие социальных навыков и расширение социальной сети выпускника).

 

Требования к специалистам, реализующим программу: специалисты, имеющие базовое образование и профессиональную квалификацию.

 

Методы работы, используемые в программе:

1. Теоретический методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

2. Диагностические методы: сбор и обработка информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных)

3. Практические методы: социально-психологическое консультирование, методы социально-психологической помощи (тренинг, деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание и др.); социологическое исследование по адаптации выпускников;

4. Методы воспитания: формирование сознания, организация и стимулирование деятельности.

 

Техники работы, используемые в программе:

самораскрытия;

убеждения;

установления логических взаимосвязей;

разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;

выявления социального "Я";

обучения поиску информации.

 

Формы работы

Социальная гостиная -  особая форма социально-педагогической деятельности, которая включает в себя создание особого реабилитационного пространства, выстраивания педагогически целесообразных отношений с ребёнком группы социального риска для снятия рисков возникновения угрозы социального сиротства, полноценного развития и успешной социализации ( за год до выпуска)

Круглый стол - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности участников, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

Деловая  игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

Ролевая  игра - способ расширения опыта участников посред­ством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предла­гается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, позволяющий привести эту ситуацию к дос­тойному завершению (игра).

Мозговой  штурм - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения

Дискуссия — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.

 

Постинтернатное сопровождение воспитанников предполагает следующие уровни

 

Интенсивный

уровень

осуществляется, если выпускник имеет проблему (проблемы), не решение которой приведет к значительному ухудшению его жизненной ситуации в данный момент времени

 

Мониторинговый 

уровень

 предполагает отслеживание социальной ситуации выпускника с целью своевременного реагирования при ее ухудшении

 

Постинтернатное

сопровождение

 участников

Поддерживающий 

уровень

осуществляется, если есть проблемы, влияние которых отсрочено во времени

 

Реализация программы предполагает достижение следующих результатов:

Количественные результаты:

- 100% охват выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 18до 23 лет, нуждающихся в социальной поддержке

Качественные результаты:

1. Повышение ответственности выпускников за себя, за изменение жизненной ситуации, улучшение условий жизни посредством дальнейшего обучения и работы
2. Повышение уровня знаний выпускников в области педагогических, психологических, медицинских, правовых и житейских вопросов
3.Снижение уровня психо - эмоционального напряжения, формирование позитивного образа собственного будущего.

Для анализа результатов реализации программы постинтернатного сопровождения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предполагается использование критериев успешности постинтернатной адаптации выпускников (проводится на основе пакета диагностических методик для прогнозирования уровня социальной адаптации выпускников и разработки вариативных адаптационных траекторий. Оценка социально-психологической готовности воспитанников к самостоятельной жизни включает  три основных фактора, интерпретированных как «личностная самостоятельность» «способность к самообслуживанию» и «осведомленность»)

Выпускник должен обладать следующими умениями и знаниями:

- владеть коммуникативными навыками

- уметь осуществлять совместную деятельность в коллективе, в том числе трудовом.

- соблюдать культуру поведения в общественных местах

- иметь психо-эмоциональную устойчивость, адекватность восприятия непредвиденных ситуации, способность к саморегуляции

- иметь навыки самообслуживания

- владеть навыками оказания первой медицинской помощи

- уметь вести домашнее хозяйство.

- следить за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность

- иметь знания по планированию семейной жизни, уходу за детьми

- сформировать профессиональные интересы, ориентируясь на способности, умения и навыки

- являться законопослушным гражданином РФ, иметь знания о своих правах и обязанностях.

 

Постинтернатное сопровождение

Цель: реализация практических мер по постинтернатному сопровождению адаптации в зависимости от типа выпускника.

По итогам реализации всех направлений первого этапа, подводятся итоги социальной подготовки выпускника. Второй этап реализации программы предполагает использование дифференцированного подхода с определением сложности проблем жизнеустройства выпускника и постановки его на учет в одном из трех типов сопровождения:

Характеристика типов сопровождения постинтернатной адаптации

Тип сопровождения

Содержание

1.

Поддержка.

Предусмотрено для воспитанников с самым благоприятным прогнозом социально-профессиональной адаптации.

2.

Сопровождение.

Составляется для воспитанников с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации.

3.

Помощь.

Составляется для воспитанников с неблагоприятным прогнозом социальной адаптации.

 

Составляется индивидуальный маршрут постинтернатной адаптации выпускника (приложение). Перечень мероприятий и срок их реализации зависит от типа постинтернатного сопровождения.

Алгоритм осуществления постинтернатного сопровождения

 

Тип

сопровождения

Срок

Содержание

Исполнители

1. Поддержка

Июнь-июль

1. Помощь в трудоустройстве или устройстве на обучение в ОУ ПО.

Руководитель, социальный педагог

Май-июнь

2. Помощь в прохождении медкомиссии.

Руководитель, врач, воспитатель

Сентябрь-октябрь

3. Выплата выходного пособия.

Администрация

По мере получения жилья.

4. Помощь в обустройстве собственного жилья и быта выпускника.

Воспитатель-наставник, администрация,

воспитанники.

С 18 до  23 лет

5. Установление контакта с социально-поддрживающей сетью

выпускника.

Воспитатель-наставник

Первые  два месяца – 1 раз в неделю, далее в течение года 1 раз в месяц

5. Взаимодействие школы-интерната и ОУ ПО на уровне устных обращений и звонков.

Воспитатель-наставник

Первые  полгода – 1 раз в месяц, далее 1 раз в полгода

6. Контроль успешности процесса адаптации.

Воспитатель-наставник, соц. педагог.

1 раз в год до достижения возраста 23 лет

7. Мониторинг успешности адаптации.

Воспитатель-наставник, педагог-психолог

До  23 лет

8. Дальнейшая поддержка в трудных жизненных ситуациях.

Воспитатель-наставник, соц. педагог, педагог-психолог, администрация

2. Сопровождение

Июнь-июль

1. Помощь в трудоустройстве или устройстве на обучение в ОУ ПО.

Социальный педагог

Май-июнь

2. Помощь в прохождении медкомиссии.

Врач, воспитатель

Сентябрь-октябрь

3. Выплата выходного пособия.

Администрация

По мере получения жилья.

4. Помощь в обустройстве собственного жилья и быта выпускника.

Воспитатель-наставник, администрация, воспитанники.

С момента поступления выпускника в ОУ ПО

5. Составление плана взаимодействия школы-интерната и ОУ ПО. К плану прилагается Маршрут постинтернатной адаптации, кроме раздела «Мониторинг».

Социальный педагог, воспитатель-наставник, администрация ОУ ПО

С 18 - 23 лет

6. Установление контакта с социально-поддрживающей сетью выпускника.

Воспитатель-наставник

По мере необходимости

7. Оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки.

Воспитатель-наставник, соц. педагог, педагог-психолог

Первые полгода – 1 раз в неделю, далее 1 раз в месяц, на следующий год адаптации - 1 раз в полгода

8. Контроль успешности процесса адаптации.

Воспитатель-наставник, соц. педагог.

1 раз в год до достижения возраста 23 лет

9. Мониторинг успешности адаптации.

Воспитатель-наставник, психолог, соц. педагог.

Первые полгода – 1 раз в неделю, далее 1 раз в месяц, на следующий год адаптации - 1 раз в полгода

10. Контакт с куратором ОУ ПО или администрацией места работы выпускника.

Воспитатель-наставник

До 23 лет.

11. Дальнейшая поддержка в трудных жизненных ситуациях.

Воспитатель-наставник, соц. педагог, педагог-психолог, администрация

3. Помощь

Июнь-июль

1. Помощь в трудоустройстве или устройстве на обучение в ОУ ПО.

Социальный педагог

Май-июнь

2. Помощь в прохождении медкомиссии.

Врач, воспитатель

Сентябрь-октябрь

3. Выплата выходного пособия.

Администрация

По мере получения жилья.

4. Помощь в обустройстве собственного жилья и быта выпускника.

Воспитатель-наставник,

администрация, воспитанники.

С момента поступления выпускника в ОУ ПО

5. Составление плана взаимодействия детского дома и ОУ ПО. К плану прилагается Маршрут постинтернатной адаптации, кроме раздела «Мониторинг».

Социальный педагог

С 18 - 23 лет

6. Установление контакта с социально-поддрживающей сетью выпускника.

Воспитатель-наставник

По мере необходимости

7. Оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки.

Воспитатель-наставник, соц. педагог, педагог-психолог

Первые полгода – ежедневно, далее 1 раз в неделю, на следующий год  1 раз в месяц

8. Контроль успешности процесса адаптации.

Воспитатель-наставник, соц. педагог.

1 раз в год до достижения возраста 23 лет

9. Мониторинг успешности адаптации.

Воспитатель-наставник, соц. педагог.

Первые полгода – ежедневно, далее 1 раз в неделю, на следующий год адаптации - 1 раз в месяц

10. Контакт с куратором ОУ ПО или администрацией места работы выпускника.

Воспитатель-наставник.

До 23 лет.

11. Дальнейшая поддержка в трудных жизненных ситуациях.

Воспитатель-наставник, соц. педагог, педагог-психолог, администрация

 

Этапы реализации программы

 

Деятельность по достижению целей постинтернатного сопровождения подразделяется на два основных этапа: подготовительный и деятельный

Подготовительный этап.

Стратегия работы с выпускником определяется на основе диагностики уровня его социальной адаптации – бытовых условий, характера занятий, круга общения, наличия социальных и психологических проблем.

Задачей подготовительного этапа является сбор и систематизация информации о проблемах выпускников в постинтернатной жизни, определение методов решения данных проблем.

Подготовительный этап постинтернатного сопровождения выпускников начинается со сбора информации о выпускнике: учеба, работа, место жительства (фактическое и закрепленное).

Для сбора информации используется:

- Личное дело выпускника детского дома.

- Беседа с воспитателями, соц. педагогом, психологом детского дома (по возможности).

- Учебные заведения, в которых обучаются выпускники.

- Через родственные связи.

- Органы опеки и попечительства.

- ОВД.

- Индивидуальные беседы с выпускниками.

Следующий шаг в работе – составление базы данных на выпускников детского дома (Приложение 1), где отражается:

Ф.И.О.

Дата рождения.

Место учебы (учебное заведение, время обучения, профессия, пометка о законченном или не законченном образовании).

Место работы (наименование организации, должность).

Сведения о жилье (указывается адрес фактического проживания и адрес жилья, закрепленного за выпускником, а также санитарное состояние, площадь и сведения о проживающих в данной квартире). Также в таблице имеются сведения: о наличии у выпускника жилья, о постановке на учет на внеочередное получение жилищного сертификата, либо о праве на получение жилья.

Сведения об образовательном учреждении, где воспитывался ребенок.

По мере поступления дополнительной информации о выпускниках в базу данных вносятся изменения.

На основании полученной информации специалистами службы обозначаются возможные проблемы жизнеустройства выпускника и пути их решения, определяются степень их сложности. Сопровождение подразумевает оказание психолого-педагогической, социальной, юридической помощи, обследование условий проживания выпускника, мониторинг жизнеустройства, а также помощь молодым семьям с детьми из числа выпускников, привлечение к работе молодежного актива, организация совместного досуга и отдыха выпускников.

Выпускники, находящиеся в социально опасном положении, или попавшие в трудную жизненную ситуацию (переживающие кризисные события в жизни, неблагоприятные семейные обстоятельства, тяжелые заболевания, отсутствие жилья и т.д.) нуждаются в первоочередной помощи специалистов Службы сопровождения.

Деятельный этап.

Задачей деятельного этапа является защита прав и интересов выпускников, разработка и осуществление предложений по социально-психологической коррекции опыта выпускников с целью подготовки их к позитивному жизненному выбору.

Схема работы с выпускником.

Сбор и систематизация информации о проблемах выпускников в постинтернатной жизни

Составление базы данных на выпускников

Составление индивидуального плана сопровождения выпускника

Обращение выпускника в службу

Изучение специалистами службы его проблем

Разработка индивидуального плана помощи

Определение партнеров по совместной деятельности по оказанию поддержки

Осуществление разделения обязанностей между партнерами в решении проблем выпускника

На каждого выпускника ведется «Маршрут сопровождения выпускника» (Приложение 2), где указываются даты, проделанная работа тем или иным специалистом службы и результаты работы.

В процессе работы ведется журнал регистрации работы специалистов службы, в котором отражается проделанная работа каждого специалиста. Ведение данного журнала позволяет держать на контроле проблемы выпускников образовательных учреждений и отслеживать результаты оказания помощи. На основании данного журнала ведется мониторинг деятельности службы и составляется отчетность (Приложение №9)

 

 

Направления работы постинтернатного сопровождения

Выпускников

Нормативно-правовая и информационно-методическая работа

Информационное  сопровождение

Оказание  консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и др. видов помощи выпускникам

Профориентация, подготовка к ГИА и ОГЭ и получение образования

Трудоустройство

выпускников

Меры  по защите имущественных и неимущественных прав

Оказание  помощи и

содействия в организации досуга и отдыха

Подготовка  к самостоятельной жизни

 

Служба

 постинтернатного сопровождения

выпускников

Проведение  мониторинга эффективности

 

 

 

Заключение

На сегодняшний день возникла необходимость создания комплексной программы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 18до 23 лет. Целесообразно проводить последовательную работу с выпускниками, просматривать шаги их социальной адаптации. В основе программы лежит направленность на интересы выпускников, решение круга вопросов, напрямую затрагивающих их жизнь, их прямое участие в разработке планов мероприятий, маршрутов сопровождения с учетом собственных интересов, делает программу привлекательной для выпускников. Темы бесед, доступность информации и смысловая направленность, проводимых мероприятий должны согласовываться с выпускниками. Участие выпускников в организации мероприятий позволяет проявлять самостоятельность и повышает самооценку. Критерии успеха достижения цели программы можно легко оценить по нескольким факторам, в частности наличие и ступень образования выпускников, постоянной работы и продолжительность работы на последнем месте, состояние жилья, наличие собственной семьи и стабильность отношений, порядок проведения досуга, экономическое состояние, активность в обществе. По данным факторам можно оценить:

Развитие чувства психологической защищенности и комфорта.

Осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения, общения.

Позитивные изменения в развитии личности (включение в социально-полезную деятельность, стремление развивать свои склонности и способности, самоконтроль поведения, самостоятельное планирование и занятие личностно-значимыми видами деятельности).

Самостоятельное принятие решения и ответственность за него.

Активность, целеустремленность, работоспособность.

Саморазвитие личности, повышение самооценки и уверенности в своих силах.

Профессиональное самоопределение.

Умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях.

Благоприятный социальный статус в учебном заведении и по месту работы.

Психологическая готовность к созданию семьи, рождению и воспитанию ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

И. А. Бобылева. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. (Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация). М. 2007.

Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

Семья Г.В., Зайцева Н.Г., Худенко Е.Д., Романовская К.В. Технология постинтернатной адаптации подростков. – М., 2009

Пережогин Л.О., Вострокнутов Н.В., Абрядина О.В., Кальянов И.В., Спирина И.А., Корнева Т.А. Основы психотерапевтической и психокоррекционной работы с семьей и детьми «группы риска». Метод. Материалы./ Под ред. Е.Д. Худенко. – М., 2007

Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. - Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Жилищный кодекс Российской Федерации. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2007.

Психодиагностика личности от А до Я /автор-составитель Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога:учеб.пособие для студентов пед.училищ и колледжей, обучающихся по спкциальности «Соц.педагогика».- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2007

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Примерная индивидуальная программа адаптации выпускника

интернатного учреждения.

 

Форма индивидуальной программы сопровождения выпускника

           

Общие сведения о выпускнике интернатного учреждения, замещающей семьи

Ф.И.О. ________________________________________________________

Дата рождения _________________________________________________

Место жительства, телефон  ______________________________________

Форма устройства, статус ________________________________________

Место учебы (работы)  ___________________________________________

 

Подробная анкета выпускника

1.   Образование _________________________________________________

2.   Семейное положение __________________________________________

3.   Наличие и количество детей ____________________________________

4.   Где и когда воспитывались _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.   Место проживания на данный момент __________________________________________________________________________________________________________________________

6.   Телефон, по которому можно связаться с выпускником  _____________________________________________________________

7.   Жилищные условия:      отдельная квартира с удобствами

отдельная квартира без удобств

отдельная комната в общежитии

съемная квартира

съемная комната

ветхое жилье

собственный дом

другое   ___________________________________

8.   Чем занимается в данный момент: учеба

                                                                                     работа

                                                                                     учеба и работа одновременно

                                                                                     незанятость

                                                                                     учет в центре занятости населения

9.   Название учебного заведения, профессия, которую осваивает __________________________________________________________________________________________________________________________

10. Место работы, должность __________________________________________________________________________________________________________________________

11. Средства содержания: заработная плата по месту постоянной работы

случайный заработок

родственников, замещающих родителей

стипендия

пособие по безработице

берет деньги в долг

перепродажа жилья, имущества

попрошайничество

другое ___________________________________

 

12. Нужда, потребности в настоящее время:  одежда

                                                                                                   пища

                                                                                                   медицинское обслуживание

                                                                                                   жилье

                                                                                                   другое ___________________

13. Чем любит заниматься в свободное время:

гулять по улицам

заниматься спортом

спать

ходить в компьютерный клуб (играть в компьютерные игры)

проводить время в компании друзей

другое ______________________________________________________

14. С кем охотнее всего общается:                       с родственниками

                                                                                              с членами замещающей семьи

                                                                                              с друзьями

                                                                                              ни с кем

                                                                                              другое ______________________

15.       Курение:                    да                                нет

16.       Алкоголь:                  нет

                                               по праздникам

                                               редко

                                               часто

                                               ежедневно

                                               раньше употреблял, сейчас нет

                                               учет нарколога

17. Наркотики:        да                                нет

            Если «да», то какие                                 

            _____________________________________________________

18. Токсикомания: да

                                               нет

                                               не часто

                                               раньше токсикоманил, сейчас нет

19. Правонарушения:         отбывал наказание в местах лишения свободы

                                                           был условно осужден

                                                           выплата административного штрафа

                                                           другое _____________________________________

20. Социально-поддерживающая сеть:

родственники

замещающая семья

супруг (супруга)

друзья

коллеги

специалисты базового интернатного учреждения

другие _____________________________________

21. Трудности на данный момент:

_______________________________________________________________

 

Год, число, месяц заполнения

 

 

 

 

Приложение № 2

 

Маршрут сопровождения выпускника интернатного учреждения

 

Специалисты

Предлагаемые мероприятия

Ожидаемые результаты

Вопросы на контроле

1.

Психолог

 

 

 

  1.

  2.

  3.

  4.

 

 

 

2.

Юрист

  1.

  2.

  3.

  4.

 

 

 

3.

Социальный

 педагог

  1.

  2.

  3.

  4.

 

 

 

 

 

 

Дата: _____________________________

 

Приложение №3

Таблица

оценки сформированности житейских умений и навыков воспитанника

Житейские умения и навыки

20____ год

начало года

20___ год

конец года

 

 

Воспи

танник

Куратор

Воспи

танник

Куратор

Воспи

танник

Куратор

Воспи

танник

Куратор

1. Культура самообслуживания и организация быта:

- одевается чисто, аккуратно

 

 

 

 

 

 

 

 

- следит за своей одеждой, обувью

 

 

 

 

 

 

 

 

- умеет постирать свои вещи

 

 

 

 

 

 

 

 

- может выполнить мелкий ремонт и утюжку вещей

 

 

 

 

 

 

 

 

- следит за прической, ногтями, чистотой тела

 

 

 

 

 

 

 

 

- умеет поддерживать жилище в чистоте, может создать уют

 

 

 

 

 

 

 

 

- умеет готовить, сервировать стол

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Культура учебного труда:

умение организовать работу (планировать)

 

 

 

 

 

 

 

 

- умение пользоваться дополнительной литературой

 

 

 

 

 

 

 

 

- настойчивость, усидчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

- трудолюбие

 

 

 

 

 

 

 

 

- организация помощи в самоподготовке другим детям

 

 

 

 

 

 

 

 

умение довести дело до конца

 

 

 

 

 

 

 

 

аккуратность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Культура общения:

- вежлив со сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

- не употребляет кличек

 

 

 

 

 

 

 

 

- не сквернословит

 

 

 

 

 

 

 

 

- может наладить контакт, вести беседу

 

 

 

 

 

 

 

 

- уважителен со старшими

 

 

 

 

 

 

 

 

- отношение к малышам (может наладить игру, опекает, следит за их внешним видом).

 

 

 

 

 

 

 

 

- умеет просить помощь и оказывать ее

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Культура поведения

- за столом

 

 

 

 

 

 

 

 

- в общественных местах

 

 

 

 

 

 

 

 

- в транспорте

 

 

 

 

 

 

 

 

- в гостях

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Бережное отношение

- к учебным принадлежностям

 

 

 

 

 

 

 

 

- к вещам

 

 

 

 

 

 

 

 

- к продуктам

 

 

 

 

 

 

 

 

- к мебели

 

 

 

 

 

 

 

 

- умеет распределять и расходовать денежные средства

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний балл:

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий средний балл по итогам

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

 

МАРШРУТ

индивидуального постинтернатного сопровождения выпускника

Воспитатель-наставник: ___________________________________

 

1. Общие сведения о выпускнике

«____» __________ 20____ год

Вопросы

Содержание

1.

ФИО выпускника

 

2.

Дата, месяц, год рождения

 

3.

Время прибытия в детский дом

 

 

Время выбытия из детского дома

 

4.

Социальный статус (подчеркнуть):

сирота

оставшийся без попечения

5

Уровень физического и соматического развития (подчеркнуть):

Зрение:

Слух:

Хронические заболевания:

Группа здоровья:  

Физкультурная группа:

Норма         отклонение от нормы

Норма         отклонение от нормы

Есть                нет

1      2            3       4         5

Основная         подготовительная         специальная

6

Образование (подчеркнуть):

окончил 9 классов  окончил 11 классов

7

Жилищные условия (подчеркнуть):

жилья не имеет, но поставлен на очередь;

собственное жилье с удобствами;

собственное жилье без удобств;

комната в общежитии;

другое:_________________________________________

8

Место предполагаемого проживания на момент выпуска из детского дома (подчеркнуть):

собственное жилье с удобствами

собственное жилье без удобств

комната в общежитии

съемное жилье

другое:_________________________________________

9

Чем предполагает заниматься после выпуска из детского дома (подчеркнуть):

учеба

работа

учеба и работа одновременно

незанятость

учет в центре занятости населения

10

Название учебного заведения, профессия, которую предполагает осваивать

 

11

Место предполагаемой работы и должность после выпуска из детского дома:

 

12

Возможные средства содержания (подчеркнуть):

заработная плата по месту работы

случайный заработок

помощь родственников

стипендия

пенсия

пособие по безработице

перепродажа жилья, имущества

другое:_________________________________________

13

В чем нуждается в момент выхода из детского дома (подчеркнуть):  

одежда

медицинское обслуживание

жилье

паспорт (гражданство)

мебель

средства на ремонт жилья

другое:_________________________________________

14

Как предполагает проводить свободное время (подчеркнуть):

гулять по улицам

заниматься спортом

спать

ходить в компьютерный клуб

проводить время в компании друзей

другое:_________________________________________

15

С кем предполагает общаться (подчеркнуть):

с родственниками

с членами замещающей семьи

с друзьями

ни с кем

другое:_________________________________________

16

Наличие вредных привычек (подчеркнуть):

Курение

Алкоголь

Токсикомания

Наркотики (какие):______________________________

17

Отношение к правонарушениям (подчеркнуть):

отбывал наказание в местах лишения свободы

был условно осужден

выплата административного штрафа

другое_________________________________________

18

Социально-поддерживающая сеть (подчеркнуть):

мать

отец

брат

сестра

родственники

супруг (супруга)

друзья

коллеги

специалисты детского дома

другие_________________________________________

19

Координаты для связи с выпускником:

(адрес местожительства, телефон)

______________________________________________

______________________________________________

                                                                                                          Социальный педагог: _____________

           Воспитатель-наставник: ________

Выпускник: ____________

 

 

Приложение № 5

Характеристика слабых и сильных качеств выпускника*

Сильные стороны

Слабые стороны

 

 

Реально оценивая имеющиеся трудности и возможности для моей дальнейшей адаптации и в целях моего благополучного приспособления к самостоятельной жизни я ____________________________________________________________________________

(ФИ выпускника)

добровольно даю (нужное подчеркнуть):

свое согласие                  несогласие

на помощь и сопровождение меня в самостоятельной жизни со стороны специалистов детского дома, а именно:

Воспитателя-наставника в лице_________________________________________________.

(ФИО педагога)

Социального педагога: ________________________________________________________

Педагога-психолога: __________________________________________________________

 

Кроме того, соглашаясь на мое постинтернатное сопровождение добровольно принимаю следующие условия:

1. Выпускник, решивший принять участие в деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, обязан:

- в процессе вхождения в самостоятельную жизнь придерживаться рекомендаций специалистов;

- заполнять необходимую для сопровождения информацию.

2. Выпускник, решивший принять участие в деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, имеет право:

- самостоятельно выбирать тип своего постинтернатного сопровождения;

- участвовать в разработке плана своего сопровождения;

- участвовать в групповой и индивидуальной работе, предлагаемой специалистами;

- обращаться к специалистам детского дома по личным вопросам.

 

                            Выпускник: ____________  ___________________

 

Воспитатель-наставник: ________

 

      Социальный педагог: _____________

 

* Использовать результаты, полученные в ходе подготовки воспитанника и рекомендации специалистов

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6

SWOT- анализ процесса адаптации*

Потребности выпускника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидания выпускника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные проблемы

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

Пути предотвращения или решения проблем или «рисков»

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

                                                          Выпускник: ____________  

 

Воспитатель-наставник: ________

 

      Социальный педагог: _____________

* п.п. 1-2 заполняются со слов выпускника. п. 3 содержит информацию полученную в ходе анализа качеств личности выпускника.

 

 

Приложение № 7

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СПО «????? колледж»

_________ _______________

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия»

___________

«_____» ________20___г

 

«_____» ________20___г

МП

 

МП

 

ПЛАН

взаимодействия детского дома и учреждения профессионального образования по программе постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускника детского дома

Мероприятие

Срок

Ответственный

1.

Подготовка выпускника и необходимых документов для поступления

 

Школа-интернат

2.

Зачисление выпускника детского дома в состав студентов ОУ ПО

Август-сентябрь

Администрация ОУ ПО

3.

Предоставление общежития

Август-сентябрь

Администрация ОУ ПО

4.

Организация быта в общежитии

Август-октябрь

Выпускник, воспитатель-наставник ш-и, куратор ОУ ПО

5.

Организация пребывания выпускника в детском доме в каникулярное время и выходные дни

Каникулярное время и выходные дни

Школа-интернат

6.

Выплата выпускнику выходного пособия

Сентябрь-октябрь

Школа-интернат

7.

Выдача выпускнику учебных пособий, письменных принадлежностей, одежды, обуви или выплата соответствующей денежной компенсации на их приобретение

Октябрь-ноябрь

Администрация ОУ ПО

8.

Социально-психолого-педагогическое консультирование выпускника по трудным жизненным вопросам

По мере необходимости

Педагог-психологи, социальные педагоги ш-и и ОУ ПО, воспитатель-наставник ш-и, куратор ОУ ПО

9.

Установление контакта с социально-поддерживающей сетью выпускника.

В течение срока обучения

куратор ОУ ПО

10

Контакт между куратором ОУ ПО и воспитателем-наставником выпускника по вопросам успешности обучения, адаптации к условиям самостоятельной жизни

В зависимости от типа сопровождения

воспитатель-наставник ш-и, куратор ОУ ПО

11

Создание условий необходимых для успешной социализации выпускника в условиях ОУ ПО (получение образования, организация досуга, общественная деятельность, содействие адаптации выпускника к условиям жизни и обучения в ОУ ПО).

В течение срока обучения

Администрация ОУ ПО

12

Продолжить развитие у выпускника жизненно важных навыков и умений.

В течение срока обучения

Педагогический коллектив и куратор ОУ ПО,

13

Обеспечение прав и законных гарантий выпускника

В течение срока обучения

Школа-интернат, ОУ ПО

14

Обеспечение реализации установленных закон мер социальной поддержки выпускника

В течение срока обучения

Администрация ОУ ПО

15

Мониторинг успешности адаптации (по утвержденной форме).

В зависимости от типа сопровождения

Выпускник,

воспитатель-наставник ш-и, куратор ОУ ПО

16

Обмен между специалистами детского дома и ОУ ПО необходимой документацией, связанной с мониторингом успешности процесса адаптации, личностью выпускника.

По мере необходимости

Администрация школы-интерната, Администрация ОУ ПО

Воспитатель-наставник, куратор, воспитанники ш-и

17

Обустройство собственного жилья и быта выпускника.

По мере получения жилья и запросу выпускника

Выпускник,  Администрация ш-и, Администрация ОУ ПО

Воспитатель-наставник, куратор, воспитанники ш-и

Воспитатель-наставник

Выпускник

Куратор ОУ ПО

_______  ________________

_______  ________________

_______  ________________

 

 

 

 

Приложение №8

 Мониторинг успешности адаптации*

за период с _____________ 20____ г  по ____________ 20___ г

Критерии

Показатели

Результаты

Личностные

Чувствует себя таким как все

Уверен в себе и своих силах

 

Чувствует отличия

Постоянно ищет помощи

 

Комплекс жертвы

Ходит по инстанциям

 

Комплекс неполноценности

Социальный патронат

Состояние здоровья

Вполне здоров

Ситуация в норме. К врачам не обращается

 

Иногда болеет (простуда, грипп)

Не соблюдает правила безопасности. К врачам не обращается, а лечится сам

 

Болеет часто (более 5 раз в год)

Имеет хронические заболевания и не желает обратиться к врачу

Не знает как и куда обратиться за мед. помощью

Нет мед. полиса

Не соблюдает медицинские рекомендации;

Нет необходимых средств для лечения

 

Занимается спортом и не имеет вредных привычек

Ситуация в норме

 

Спортом занимается редко, но имеет вредные привычки

Ситуация со здоровьем стабильна, Иногда болеет

 

Спортом не занимается вообще

Ситуация со здоровьем стабильна, Болеет часто, Не знает где можно заняться спортом

Активность

Активен в обществе

Входит в общественные организации; Принимает участие в выборах; Помогает другим сиротам; Помогает другим.

 

Пассивен

Ведет замкнутый образ жизни, отказывается от участия в жизни общества, в социуме изгой

 

Активен асоциально

Неформальные группы; хулиганство; драки

Повышение образования и карьера

Получает профессию

Постоянная работа

 

Стремится к карьерному росту

Тратит деньги на образование

 

Повышает квалификацию

Постоянно учится

Смысл жизни и ценности

Имеет мечту, может ее сформулировать и понимает, что надо делать

Стремится реализоваться

 

Только мечтает

Ничего не делает

 

Есть цель жизни

Стремиться достигать

 

Есть положительные ценности

Стремиться создать все, что может

 

Отсутствует мечта и долгосрочные жизненные планы

Не знает к чему стремиться, ищет занятия; постоянный поиск друзей; ищет помощи в обществе; ищет помощь у родственников; ищет помощь в организациях

Обществен

но-полезная занятость

Учится или продолжает обучение в ОУ ПО

Учится прилежно, имея цель получить знания, имеет проблемы с посещением занятий, имеет отрицательные результаты обучения, Учится ради получения мат. содержания или бесплатного жилья

 

Проходит службу в ВС

Ситуация в норме.

 

Устроился на работу официально

Работает и не имеет взысканий по месту работы

 

Устроился на работу неофициально

Не стабильный источник к существованию, не хочет утраиваться официально по причине отсутствия возможности (проблемы с документами, мало платят, нет работы и т.д.)

 

Стоит на бирже труда

Получает пособие и сам активно ищет работу

 

Временно не работает по уважит. причине

активно ищет работу, решает возникшие трудности

 

Не хочет работать

Не имеет средств к существованию и не желает работать

Проживание

Живет сам в собственном жилье

Жилье в норме

 

Собственное жилье требует ремонт

Собирается и занимается ремонтом; Нуждается в помощи, Не хочет делать

 

Живет на закрепленной площади

Жилье не в норме

 

Живет у друзей имея собственное жилье

Жилье сдает, Жилье простаивает

 

Живет, где придется

Не платит

 

Живет в общежитии

Жилье в норме (временно)

Устройство быта

Быт места проживания в норме

Ситуация в норме

 

Быт места проживания требует обустройства(приобретение мебели, техники и т.д.)

Собирается и занимается обустройством,

Требуется помощь

 

Отсутствуют и не созданы нормальные условия быта

Не желает заниматься обустройством

 

Одевается чисто, аккуратно

Ситуация в норме

 

Одевается без «вкуса», неаккуратно

Не умеет, не хочет, нет материальной возможности

 

Следит за своей одеждой, обувью

Ситуация в норме

 

Не следит за своей одеждой, обувью

Не умеет, не хочет

 

Следит за прической, ногтями, чистотой тела

Ситуация в норме

 

Не следит за прической, ногтями, чистотой тела

Не умеет, не хочет

 

Умеет поддерживать жилище в чистоте, может создать

уют

Ситуация в норме

 

Не поддерживает жилище в чистоте, может создать уют

Не умеет, не хочет

Свободное время

Культурно проводит

Развивает себя

 

Проводит с друзьями

Неформальная группа

 

Проводит с родственниками

Сохранение и поддержание родственных связей

 

Проводит досуг у себя или друга

Нормальная адаптация в жизни

 

Гуляет сам по себе

Возможны случайные знакомые

 

У телевизора, компьютера, занимается в соответствии со своими интересами

Отсутствие желания общаться, Нет друзей, Проблемы в обществе

 

Досуг не организован

Не умеет распределять время, Стремиться зарабатывать больше, Не знает как организовать досуг

Семейная жизнь

Состоит в офиц. браке

Семья нормальная

 

Гражданский брак

Семья нормальная; Возможны проблемы в семье

 

Есть дети

Нормальный образ жизни

 

Не женился (не замужем)

Нормальный образ жизни; Возможна частая смена партнеров; Имеет трудности в устройстве семейной жизни

Экономическое благополучие

Содержит себя сам

Умеет распределять доходы, Доходы сочетаются с расходами. Помогает деньгами другим.

 

Денег не хватает

Не умеет распределять доходы, Расходы не соответствуют доходам

 

Нуждается в деньгах, подрабатывает

Ищет возможности заработать в труде; попрошайничает;  ворует; берет в долг

Адаптация в обществе

 

 

Адаптиро

вался

Самостоятелен и рассчитывает только на себя

Не нуждается в поддержке (не обращается регулярно за помощью)

 

Испытывает трудности, но пытается справляться с ситуацией

Требуется моральная поддержка. Требуется помощь специалистов

Требуется материальная помощь

Не адаптиро

вался

Попал в тюрьму; бродяжничает;

Сомнительная компания

Злоупотребляет алкоголем.

Употребляет наркотики.

Отрицательный результат

 

* Даны примерные варианты результата адаптации. При мониторинге указать только подходящие.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

_______________________________________________________________________________

(краткий вывод о результатах социальной адаптации выпускника)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

На основании результата проведенного мониторинга, а также по итогам индивидуальной беседы с выпускником даны следующие рекомендации:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Специалист: _____________

 

Воспитатель-наставник: ________________

 

                                           Выпускник: _____________________

 

 

Приложение № 9

 

Примерная форма журнала постинтернатного сопровождения

 

п/п

Ф.И.О. выпускника

Дата рождения

Период обучения в интернатном учреждении

В какое училище определен

Информация о метонахождении (вносится вся доступная информация о передвижении выпускника)

Связь с учреждением (контактные лица)

Связь с учреждением (контактные лица)

Связь с выпускником (контакты, поступившие телеграммы, письма, также прибытие в учреждение и пр.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО»   

Зам по УВР ЧОУ «Школа-интернат имени Преподобного Сергия»

О.Н,Кольцова

_____________________

 «______»_________г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перепечатка, а равно использование материалов с данного сайта, разрешена только по согласию с владельцем.

Наш адрес:
Московская область, Сергиево-Посадкий район, д.Топорково