Положение о ШКОЛЕ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

I. Общие положения.

1. Настоящее Положение определяет порядок и организацию деятельности Школы приемных родителей ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия» (далее – Школа). Деятельность Школы направлена на подготовку лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее – Слушатели Школы).

2. Школа создана при Государственном казенном учреждении для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия»

3. Школа в своей деятельности руководствуется:

3.1.  Федеральным законом от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

3.2.  Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

3.3. Приказом Минобрнауки РФ от 14.09.2009 года № 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423».

4. С целью создания последовательного алгоритма по организации и функционированию приёмной семьи, как эффективного института социализации, детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, определена Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей в Школе приемных родителей ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия» (далее – Программа).

5. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей в Школе, осуществляется на безвозмездной основе.

II. Цели и задачи Школы.

  Основной целью Школы является психолого-педагогическая и социально-правовая подготовка лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

Задачи Школы:

  1. повышение уровня юридической, социально-психологической и педагогической компетентности слушателей Школы;
  2. формирование навыков психолого-педагогического подхода Слушателей Школы к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей;
  3. формирование психологической готовности Слушателей Школы к приёму ребенка в семью;
  4. повышение социального статуса приемной семьи.

III. Основные направления деятельности Школы.

Набор в учебные группы лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Информационно-методическое направление: широкое информирование граждан, в том числе с использованием средств массовой информации, о возможных формах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью под опеку (попечительство), в приемную семью, на усыновление.

Проведение цикла лекционно-практических занятий в форме тренингов, ролевых игр, лекций.

Оказание психолого-педагогической и социально-правовой помощи Слушателям Школы.

Проведение итоговой аттестации Слушателей Школы и выдача «Свидетельства о прохождении обучения по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Школе приемных родителей ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия» (далее - Свидетельство).

IV. Организация деятельности Школы.

1. Общее руководство работой Школы осуществляет директор ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия»

2. Прием заявлений и копии паспортов от граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) усыновителями о зачислении в Школу на обучение по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляет заведующий отделением опеки и попечительства Сергиево Посадского района

3. Заявление о зачислении на курсы подготовки регистрируется в Журнале учета заявлений лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей в Школе приемных родителей  

4. Зачисление на курсы подготовки по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и утверждение Графика производится на основании приказа директора ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия» в течение 3 рабочих дней со дня принятия заявления.

6. Уведомление о зачислении на курсы подготовки и График проведения занятий в Школе, вручается Слушателям Школы в течение 3 рабочих дней со дня подачи заявления.

7. Подготовка в Школе обязательна для всех лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Исключение предусматривается для следующих категорий граждан:

7.1. для усыновителей, являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей;

7.2. для усыновителей, опекунов, приемных родителей – близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей. При этом под близкими родственниками детей понимаются лица, перечень которых определен абзацем третьим статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, – родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;

7.3. для усыновителей, которые уже являются или являлись усыновителями и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;

7.4. для опекунов, приемных родителей, которые являются или являлись опекунами детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Указанные граждане могут пройти подготовку кандидатов в приемные родители и представить в орган опеки и попечительства, а также в суд (в случае усыновления ребенка) документ о прохождении ими такой подготовки по своему желанию.

8. Обучение в Школе проводят специалисты ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия» согласно составленного Графика:

  • Педагог - психолог
  • Социальный педагог

9. Объем Программы составляет 50,5 академических часов, включающих 24 часа семинаров, 11 часов лекций, 15,5 часов индивидуального консультирования.

10. Программа осваивается по очной форме обучения в соответствии с Графиком.

11. По окончании курса подготовки проводится итоговая аттестация Слушателей Школы в форме собеседования и выдается Свидетельство.

12. К итоговой аттестации допускаются слушатели, прошедшие Программу.

Выданные Свидетельства регистрируются членом комиссии по проведению итоговой аттестации граждан, прошедших Программу в Журнал учета выданных свидетельств о прохождении обучения по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей в Школе приемных родителей ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия»


ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия»

Утверждаю

 

Директор ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия»

__________________________Лепорская Н. А.

 

«____» ___________________20__г.

Программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в свою семью на воспитание или в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

Школа замещающих родителей

Актуальность:

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», законом Московской области от 29.12.2007 № 240/2007-ОЗ «Об организации и деятельности органов опеки и попечительства Московской области», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2011 № 1681 «Об утверждении примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», приказом Министра образования Московской области №4300 от 12.08.2015 «Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, форм, связанных с подготовкой лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и внесении изменений в некоторые приказы министра образования Московской области».

Цель программы:

психолого-педагогическая и правовая подготовка лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Задачи Программы:

  1. Подготовить лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка к осознанному, самостоятельному и ответственному принятию решения о приеме ребенка в семью.
  2. Ознакомить лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами семейного устройства детей и основами законодательства в сфере защиты прав детей, а также их правами и обязанностями как замещающих родителей.
  3. Расширить осведомленность лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, об особенностях возрастного психического развития.
  4. Ознакомить лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания.
  5. Сформировать воспитательные компетенции и родительские навыки необходимые для содержания и воспитания ребенка у лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
  6. Расширить представления у лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
  7. Расширить осведомленность лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, об особенностях протекания периода адаптации в приемной семье.
  8. Сформировать навыки эффективного преодоления типичных трудностей, возникающих в замещающих семьях, у лиц желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
  9. Ознакомить лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.

Категории лиц, проходящих подготовку:

Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (на усыновление, под опеку, попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание), за исключением:

  • близких родственников детей (бабушек, дедушек, братьев и сестер, имеющих общего отца и/или мать);
  • лиц, которые являются или являлись усыновителями, и в отношении которых усыновление не было отменено;
  • лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;
  • лиц, которые являются отчимами и мачехами несовершеннолетних.

Количество часов подготовки: 80 академических часов.

Форма подготовки: программа осваивается по очной форме обучения.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Полный цикл подготовки реализуется в течение 2-х месяцев.

Требования к группе: рекомендуемое количество участников группы не менее 3 человек и не более 15 человек.

Формы итогового контроля: экзамен.

По итогам прохождения подготовки выдается свидетельство, предусмотренное порядком проведения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются:

  • отказ от прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, зафиксированный в личном заявлении;
  • пропуск более 30% занятий по подготовке;
  • непрохождение итогового экзамена.

В результате освоения Программы слушатели будут

 знать:

  • основные понятия и теории психолого-педагогической науки, обусловливающие процессы обучения и воспитания;
  • основные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специфику  взаимодействия замещающих семей и различных организаций,
  • роль и меру ответственности за жизнь и здоровье детей, их воспитание и развитие, которую замещающие родители берут на себя в связи с приемом детей-сирот в свои семьи;
  • специфику мотивационно-потребностной сферы ребенка на различных этапах онтогенеза;
  • основы безопасного воспитания детей в зависимости от их возраста, их жизненного опыта;
  • функционально-ролевую функцию семьи как развивающейся системы, которая также адаптируется к приему детей-сирот;
  • компетенции (ценностях, знаниях и умениях) необходимые замещающему родителю как субъекту обучения и воспитания.

 уметь:

  •  использовать на практике современный арсенал медико-психологических и психолого-педагогических подходов при решении  учебно-воспитательных задач в рамках взаимодействия с ребенком;
  •  использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, к приему в свои семьи детей-сирот;
  • видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию ребенка;
  • рассматривать «трудное» поведение детей-сирот в контексте окружающих условий и их прошлого травматического опыта;
  • выбирать способы реагирования на «трудное» поведение детей-сирот в зависимости от особенностей их развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
  • осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
  • быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
  • предотвращать риск жестокого обращения в своей семье;
  •  оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
  • преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места кровной семьи в жизни ребенка;
  • прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  • понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
  • оценивать воспитательный ресурс своей семьи;
  • быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в деле воспитания ребенка;
  • ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям-сиротам и замещающим родителям;
  •  заботиться о здоровье ребенка;
  • соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
  • понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

владеть:

  • актуальными методами, формами и средствами обучения и воспитания в зависимости от направленности развивающих, профилактических и коррекционных задач.

 

Учебно-тематический план Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

 


п/п

Темы занятий

Количество часов

Форма контроля

 

 

 

 

Всего

Лекции

Тренинги

Индивид.

консультации

 

I БЛОК.
Организационно-подготовительный

7

2

3

2

 

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

5

2

3

 

 

Структурированное интервью «Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей»

2

 

 

2

Индивидуальное собеседование

II БЛОК.

Учебно-ознакомительный

72

17

53

2

 

2.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

5

1

4

 

 

3.

Этапы развитие ребенка

7,5

2

5

0,5

Самоконтроль/

тестирование

4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

7

1

6

 

 

5.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

7

1

6

 

 

6.

Адаптация приемного ребенка в приемной семье

8,5

1

7

0,5

Самоконтроль

7.

Трудное поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

7

1

6

 

 

8.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

8,5

3

5

0,5

Самоконтроль/

тестирование

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка

3

1

2

 

 

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

10

1

9

 

 

11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

5,5

4

1

0,5

Самоконтроль/

тестирование

12.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

3

1

2

 

 

III Блок.

Итогово-контрольный

1

 

 

1

 

13.

Итоговая аттестация

1

 

 

1

Индивидуальное собеседование

 

Итого:

80

19

56

5

 

                 

 

 

 

Порядок проведения психологической диагностики кандидатов в замещающие родители «Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей»

Проведение психологической диагностики кандидатов в замещающие родители регламентировано Программой подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, и является обязательным для всех участников занятий в Школе замещающих родителей.

Психологическую диагностику кандидатов следует отличать от комплексной оценки потенциальной замещающей семьи, предполагающей под собой тщательное изучение здоровья, социального статуса, бытовых условий проживания потенциальных родителей. Цель психологической диагностики предельно четка – оценить воспитательный потенциал кандидатов в замещающие родители, что достигается в решении ряда задач: 1) проведение диагностики индивидуальных черт личности и характера, выявление патологических или дисгармоничных черт склада; 2) диагностика мотивации принять ребенка в семью, оценка ее соответствия интересам ребенка; 3) диагностика представления о родительских функциях; 4) диагностика сплоченности членов потенциальной семьи и гармоничности распределения семейных прав и обязанностей; 5) предоставление рекомендаций по результатам диагностики, о способах гармонизации внутрисемейных отношений и о предупреждении возможных сложностей, связанных с устройством ребенка в семью. Дополнительным результатом диагностики, выходящими за поставленные задачи, является подбор семьи для конкретного ребенка, прогноз успешности и стабильности жизнеустройства «знаемого» ребенка в одну из потенциальных замещающих семей. Психологическая диагностика членов потенциальной замещающей семьи позволяет снизить риск жестокого обращения с ребенком и предотвратить случаи повторного отказа.

Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители длится 2 академических часа и включает в себя структурированное интервью и заполнение психодиагностических методик. В случае зачисления в Школу супружеской пары, диагностика может быть проведена как парное интервьюирование супругов или с каждым из них по отдельности. Возможно участие в диагностике одновременно двух педагогов-психологов Отдела для проведения более глубокой и разносторонней оценки.

В ходе структурированного интервью кандидатам в замещающие родители могут быть заданы следующие вопросы:

1. Определение мотивации принятия ребенка в семью: Когда и кому первому пришла идея принять в семью ребёнка?», «Что влияло на Ваше желание?», «Почему именно сейчас Вы решили его осуществить?», «Что может заставить Вас отказаться от приёмного ребёнка, уже проживающего в Вашей семье?» и др.

2. Определение устойчивости намерений принять ребенка. «Как Вы думаете, как изменится Ваша жизнь, когда в семье появится приёмный ребёнок?», «От чего Вы готовы отказаться ради того, чтобы принять ребёнка?».

3. Определение общих характеристик семейных отношений. «Какова продолжительность Вашего брака?» «Был и Вас опыт расторжения браков, в чем была причина развода?» , «Воспитываются ли Вами в настоящее время дети?», «Кого из членов семьи, друзей, знакомых  Вы планируете привлекать к воспитанию ребенка и регулярному общению с ним?»

4. Прояснение опыта утраты ребенка. «Был ли у Вас опыт утраты ребенка (когда это произошло, сколько было ребенку)?», «Что помогло Вам преодолеть утрату ребенка?», «Как то, что произошло, влияет на Вашу сегодняшнюю жизнь?».

5. Определение опыта взаимодействия с детьми и воспитания детей. «Как вы привыкли общаться с детьми, насколько часто взаимодействуйте с ними?», «Какие совместные с детьми занятия интересны вам?»

6. Общая оценка внутрисемейного взаимодействия. «Часты ли в Вашей семье конфликты?», «Как Вы бы в целом охарактеризовали свою семью, атмосферу в ней?», «Какие совместные занятия вы предпочитаете?»

7. Самооценка кандидатов. «Что Вы можете сказать о своем характере?», «Какие сильные и слабые стороны своего характера Вы можете перечислить?», «Какие черты помогут Вам воспитать приемного ребенка?»


С 2016 года на территории Частного образовательного учреждения «Школа-интернат им. Преподобного Сергия» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей действует подразделение «Центр обучения и сопровождения замещающих семей»

            Занятия в Школе приемных родителей проводятся по субботам с 10.00 ч до 16.00 ч. Занятия начинаются при численности группы от 7 человек (группа не более 15 человек).

            Для более подробной информации вы можете обратиться к руководителю ШПР Казановой Елене Владимировне по телефонам: (496)540-34-94; (496)540-57-17

План  прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

  1. Введение в курс подготовки кандидатов   в приемные родители.

Основы законодательства РФ об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

  1. Тренинговое знакомство. Структурированное интервью.  Компьютерная диагностика
  2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей.  Готовность семьи принять ребенка,

оставшегося без попечения родителей.

  1. Этапы развития ребенка. 
  2. Адаптация приемного ребенка в приемной семье
  3. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Диспропорции развития ребенка
  4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению  рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
  5. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным»  поведением ребенка.  Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.
  6. Полоролевая идентификация.  Особенности полового воспитания приемного ребенка.  
  7. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям   и семьям
  8. Итоговая аттестация

 

Занятия в ШПР проводят специалисты:

Социальный педагог-Латун Валентина Евгеньевна (первая квалификационная категория)

Педагоги-психологи – Казанова Елена Владимировна (высшая квалификационная категория)

                                          Соколова Инна Вячеславовна

 

Советы психолога для приемных родителей и опекунов                                                       «Как преодолеть кризисы в воспитании ребенка»

Взрослых, которые имели дело только с домашними детьми, иногда ставят в затруднительное положение наблюдаемые ими действия, поступки ребенка-воспитанника государственного учреждения. Кто-то считает, что это ненормально, приписывая недостаткам умственного развития, условий воспитания, кто-то пытается исправить «ненормальность», кто-то теряется, а кто-то, столкнувшись с трудностями, отступает, считая бесперспективными попытки помочь им.

1. Недостаточная сформированность у ребенка гигиенических и бытовых навыков. Это может выражаться, например, в том, что без лишнего напоминания ребенок может не почистить зубы перед сном, принять душ, помыть руки после туалета, перед едой, помыть после себя посуду и т.п. Это не признак неряшливости или неаккуратности ребенка, а объясняется всего лишь  тем, что в детском доме дети приучаются делать многое «по команде», коллективно и под присмотром воспитателя.

2. Проблемы с едой и питанием. Дети отказываются есть незнакомую пищу, привередливы в еде, иногда недоедают свои порции. Или наоборот, едят все подряд и помногу. Это тоже объясняется привычкой к особой организации питания детей в детских домах. Питание в детских домах происходит строго по режиму, в  строго установленное время и в строго рассчитанных калориях.

3. Отставание в развитии от обычных детей.  Например, неумение или нежелание читать, поверхностное восприятие окружающего, неумение сосредоточиться, отсутствие познавательного интереса. Объясняется это отсутствием индивидуального подхода в детском доме ко всем детям.

4. Потребительское отношение ко взрослым и вещам. Ребенок запросто может поставить ультиматум:  «Буду спать, (читать, делать уроки и т.п.) – если купишь мне то, что я хочу!» В магазинах может потребовать купить дорогую игрушку или одежду, при отказе – обвинить в жадности. Причина кроется в формировании потребительского отношения к окружающим самой системой содержания детей в детских домах. Зачастую, дети никогда сами не производят ничего для обеспечения своих нужд: их вещи стирают, за ними убирают, им готовят техработники. В редких случаях дети могут лишь иногда участвовать в приготовлении пищи, уборке помещения (дежурства и т.п.).

5. Бедность эмоционального развития. Ребенок может ничем не интересоваться кроме телевизора, компьютера, мобильного телефона. Порой очень трудно их уговорить сходить в музей, на экскурсию.

6. Неумение заняться интересным делом. Интересное, на ваш взгляд, занятие может быстро наскучить ребенку, а коллективное, привычное и любимое в вашей семье хобби, вовсе не заинтересовать его.

7. Отвержение занятия, требующего напряжения, усилия. Ребенок может оправдываться, мотивируя усталостью, неумением, утомлением.

8. Неумение выразить свои чувства словами.  Пытаясь приласкаться, ребенок может затеять с вами потасовку или просто крепко схватить за руку. Может внезапно замолчать, заплакать или, наоборот, беспричинно, на первый взгляд, хохотать и смеяться.

9. Агрессивное, завистливое, ревностное отношение к другим детям. Ребенок может демонстрировать неспособность выстраивать позитивные отношения  с детьми не из своей среды. Может обижать младших, беспрестанно жаловаться на старших детей, отнимать или присваивать игрушки, одежду и другие вещи, грубить старшим детям и не слушаться их.

10. Изменение тактики поведения. Первое время ребенок ведет себя нормально, адекватно, а, освоившись, кардинально изменяет поведение не в лучшую сторону.

11. Неспособность контактировать с детьми не из своей среды, выстраивать позитивные отношения: не умеют играть с маленькими, обижают их, отнимают игрушки, грубо разговаривают с детьми старшего возраста.

Кроме того, у большинства из них был недостаток тактильных ощущений еще в раннем детстве. Поэтому по возможности (но тут важно не переборщить) не стесняйтесь – гладьте, обнимайте их, целуйте. Лучше, конечно, по поводу – за хорошо сделанное дело.  А можно и без повода – просто иногда прижать к себе.

Не нужно ждать большой любви с первого дня или выражения благодарности от ребенка. Нужны терпение и терпимость. Это обязательные качества, и труднее приходится тем взрослым, у кого их нет, кто часто раздражается.

Чаще труднее приходится не детям, а  взрослым. Если они предупреждены, значит, они вооружены – прежде  всего, они знают, — все трудности пройдут!

Это временное, естественное явление, оно должно быть.

 

 

 

Как помочь ребенку войти в вашу семью?

В воспитании приемного ребенка трудности связаны в основном с отношением к нему родителей, а не наоборот. Очень часто супруги, взявшие ребенка, стремятся показать, что очень любят его, и в результате слишком балуют его. Именно потому, что они хотят, чтобы приемный ребенок относился к ним как к настоящим родителям, важно и самим чувствовать себя таковыми. Они не должны испытывать чувство вины, если ребенок подвергает испытанию их терпение: все дети — и приемные, и собственные — постоянно делают это.

Если в семье есть и родные дети, важно, чтобы родители со всеми обращались абсолютно одинаково, не отдавая никому из них предпочтения. Опасность здесь скрыта вовсе не в том, что вы уделите меньше внимания приемному ребенку. Хорошо, чтобы и другие дети также как можно раньше узнали, как обстоит дело. В любом случае необходимо также подчеркнуть, что детей можно приобрести двумя путями, о которых мы говорили, и что они — настоящие братья и сестры, так как их усыновили или удочерили и живут они вместе, совсем как если бы родились от одних родителей.

Наконец, ваши достижения в воспитании собственных детей — это залог успеха в воспитании и приемного ребенка. Другими словами, в этом процессе особых проблем не существует. Есть обычные трудности, которые иногда приобретают некоторые нюансы. Если вы сумели установить добрые отношения со своими собственными детьми, это в равной мере принесет пользу и приемным.

Эмоциональную близость между вами и новым ребенком вам помогут создать:

  • совместные игры, занятия с ребенком;
  • совместные дела по дому;
  • беседы, разговоры на интересующие его темы;
  • предоставление ребенку возможности выслушать его, понять его проблемы, проникнуться его интересами (какими бы незначительными они вам не казались, для ребенка все значимо);
  • поддержка, когда он расстроен; ухаживание, когда он плохо себя чувствует или когда болен.

Однако через некоторое время (примерно через неделю — две), привыкший и немного освоившийся ребенок, начинает демонстрировать несколько иное поведение, чаще всего нежелательное для окружающих.

Проблемы в поведении, как бы ужасны они ни были, обычно являются проявлением внутренних чувств. Это может быть ненадлежащее выражение чувств, когда ребенок, испытывающий тоску, печаль и грусть, страх и одиночество, становится агрессивным, отказывается повиноваться, проявляет вспышки гнева. Обычно это происходит тогда, когда ребенок чего-то хочет или ему что-то нужно. Невозможность получить желаемое и неспособность выразить по этому поводу недовольство приводят к подобным проявлениям.

Когда ребенок находится в таком состоянии, он с трудом реагирует на увещевания, поэтому попытки взрослого спокойно обсудить его поведение не увенчиваются успехом. Если ребенок не представляет опасности для себя и окружающих, лучше всего на время оставить его, пока он не успокоится (взять тайм-аут). Когда он успокоился, с ним надо спокойно поговорить об иных способах выражения своего негодования.

Несколько советов, знание которых поможет выбрать правильную тактику в регулировании поведения ребенка.

  • Учить, а не искоренять. Правило поведения должно четко указывать на то, ребенок должен делать, вместо того, чтобы заострять внимание на том, чего он не должен делать. Вместо запрета (нельзя…) употребить такое правило, в котором названо, что нужно делать (надо…). Только в тех случаях, когда это невозможно, тогда правило поведения необходимо сформулировать в форме запрета (Нельзя зажигать газ).
  • Язык правила должен быть понятен всем. Формулируя правила поведения важно использовать язык понятный ребенку, и не употреблять трудных слов.
  • Объясняйте, зачем нужны правила. Предпочтительно, чтобы правило исходило из интересов ребенка. Если интересы ребенка нечетко отражены в данном правиле, оно должно исходить из интересов других членов семьи.
  • Правила должны быть гибкими. Если правило не оправдывает себя, его быстро заменяют другим.
  • В этот период важно дать ребенку понять, что его здесь ждали, к его появлению готовились все члены семьи.

Что вы можете сделать, чтобы помочь ребенку?

- Если ребенок ведет себя неприемлемо, постарайтесь спокойно подойти к решению этой проблемы.

- Подумайте, что может чувствовать ребенок, что заставляет его вести себя так: несчастлив, напуган, зол, смущен, чувствует себя отвергнутым, нелюбимым, ненужным? Какова, по вашему мнению, причина его чувств?

- Вам придется самому догадываться о причинах. Спрашивая ребенка, почему он так себя ведет, вы, вряд ли получите вразумительный ответ, так как ребенок будет либо защищаться, либо ничего не сможет объяснить, либо будет говорить что угодно, чтобы к нему не приставали.

- Вам нужно тщательно продумать, чем вы можете помочь, что сделать, чтобы ребенок лучше себя чувствовал.

- Важно контролировать поведение ребенка, но не для наказания, а для поддержки в случае затруднений.

- Наказание не учит ребенка новому полезному поведению, способному заменить нежелательное. Наказание используется для того, чтобы притупить негодование взрослого. СОВЕРШЕННО НЕПРИЕМЛЕМО ОСТАВЛЯТЬ РЕБЕНКА ОДНОГО ИЛИ ИГНОРИРОВАТЬ ЕГО. Ребенок может подумать, что его отвергают. Самое важное в такой ситуации – донести до ребенка, что вы понимаете и принимаете его негативные чувства, но не потерпите плохого поведения. Это не значит, что его нужно хвалить за неприемлемые поступки.

Методы коррекции поведения ребенка

1. Поощрение за хорошее поведение включает различные теплые слова в адрес ребенка, небольшие поощрения-награды.

2. Четкие правила и соглашения с ребенком, в которых фиксируются обязанности и правила поведения ребенка и взрослого.

3. Положительный пример должен подтолкнуть ребенка к повторению положительного поведения того взрослого, которого он уважает.

4. Поддержка хорошего настроения и бодрого тонуса.

5. Последовательность в действиях и поступках.

Методы обучения одобряемому поведению

·    Сказать что-то приятное (положительное внимание): вступите в контакт, скажите что-то о том, чем ребенок занят или о нем самом.

Пояснение: желательнее говорить о том, чем ребенок занят.

·    Обратная связь (положительная информация): вступите в контакт, скажите, что у ребенка хорошо получается, объясните, почему.

·    Инструкция: скажите, что ребенку надо делать, как надо сделать.
·    Показ: скажите, что ребенку надо делать, покажите, как делать.

·    Упражнения: скажите, что ребенку надо делать, покажите, как надо делать, пусть ребенок упражняется.

 

Когда «ничего не хочется»

Вообще, практически поголовная беда всех детей из учреждений для детей-сирот, детей. оставшихся без попечения родителей – неумение себя занимать. Вы им – «пойдем в театр, в музей», а они – «не хочу, лучше дома телек посмотрю…» Иногда придется развлекать и культурную программу «вдалбливать» насильно, но с учетом их интересов и наклонностей. Просто потому, что у них чаще всего опыта такого нет, и они не представляют, что поход в тот же музей может иметь для них интерес. Идти лучше всего туда, где не только посмотреть можно, но и пощупать что-то. И на спектакли для начала желательно водить такие, где ребенок сам активно вовлечен в процесс, а не только смотрит на сцену. Если этим заинтересовать, то затем они в более серьезные спектакли и музеи  пойдут легко. Но, с другой стороны, с культурной программой тоже не стоит перебарщивать. Избыток впечатлений для ребёнка может быть порой даже вреден, они перевозбуждаются или быстро устают, капризничают. Лучше иной раз чем-нибудь позаниматься с ребенком дома или просто погулять и позаниматься спортом.

НО: если вы не будете с тем же конструктором бросать ребенка «на произвол судьбы», а будете это делать вместе с ним, то сфокусировать его внимание на этом будет легче. Поэтому еще одно правило – если вы берете ребенка на выходные, забудьте об отдыхе — им надо заниматься постоянно, по крайней мере, до тех пор, пока у него не сформируются те или иные навыки самостоятельности (а это будет очень не скоро).

Заключение

Вполне возможно, что со многими описанными выше проблемами вы вообще не встретитесь или вы «переболеете» ими совсем в легкой форме. На самом деле, все не так плохо и страшно. Просто готовым надо быть ко многому. И главное – не переживать, не расстраиваться, если что-то не получается и идет не так, как вам хочется и как вы представляли. Ребятишки в большинстве своем очень ласковые и отзывчивые, и обязательно подарят вам массу положительных эмоций. Но только и вы уж их не разочаровывайте, а помогите обрести самостоятельность и стать полноценными и нормальными членами общества!

 

Перепечатка, а равно использование материалов с данного сайта, разрешена только по согласию с владельцем.

Наш адрес:
Московская область, Сергиево-Посадкий район, д.Топорково