Духовное воспитание в ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия»

 

«Предохраняйте детей от всего, что растлевает святое чувство стыдливости, внимательно наблюдайте за поведением детей, чтобы они не имели никакого повода к соблазну».

Митрополит Владимир Богоявленский

 

        Духовное воспитание – это процесс формирования духовности как свойства личности, а также качественная характеристика воспитания, основанного на духовных началах.

 ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия» - это учреждение православной направленности, учредителем которого является Троицко-Сергиевская Лавра, поэтому  основной задачей воспитания, которую ставит перед собой педагогический коллектив,  является соединение  качественного образования, православного мировоззрения и национальных культурных ценностей для подготовки сознательных, образованных, деятельных, творческих, патриотически воспитанных, культурно развитых и воцерковленных участников современной жизни, которые будут формировать научную, административную, дипломатическую и политическую элиту страны.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

        Духовность можно рассматривать как выражение содержания и уровня развития культуры в обществе, воспитанности отдельного человека. Для  достижения  этой цели  педагоги школы-интерната  создают необходимые наилучшие условия для становления свободной, самостоятельной личности, приверженной  нравственным ценностям и сознающей свою ответственность перед Отечеством за свои дела и поступки,  стремящейся принести как можно больше пользы и добра.

          В христианстве человек принципиально отличается от других творений, так как он существо не только биологическое, но и духовное. Забота о сердце как главном источнике духовной жизни, от расположения которого зависит строй мыслей, чувств и действий человека, является важной задачей православного воспитания.  Цель и объект в православном воспитании — сердце человека и в этом его отличие от умственного воспитания, целью и объектом которого является мышление, а эстетического воспитания — чувства.  Дать сердцу правильное направление, соответствующее главной цели бытия, развить в нем деятельную любовь к Богу и ко всему Божественному,   священному — в этом залог успеха  православного воспитания в школе-интернате.

                 Воспитать у ребенка правильное отношение к другим людям помогают два правила: никого не обижай; всем, насколько можешь, помогай. Путем бесед и личного примера педагоги стараются искоренить в детях такие качества как: осуждение, ябедничество, зависть, воровство, ложь, лень, непослушание и т.п.  и воспитать в них различные добродетели, добрые навыки и привычки.  Вера, Надежда, Любовь являются главными христианскими добродетелями. Они прежде всего характеризуют отношение человека к Богу.  Милосердие, великодушие, кротость, незлобие, мужество, трудолюбие,   простодушие и т.п. - вот добродетели,  которые стараются привить воспитанникам каждый педагог  и воспитатель школы-интерната.

             Нелегко научить ребенка любить красоту нравственных поступков.      Чувство долга, самостоятельность в определении собственной позиции, поступках и ответственность за них, ответственное отношение к качественному образованию, искренность в отношениях с людьми, требовательность к себе – это не весь перечень качеств личности, которые  воспитывают педагоги в своих учениках.

             Духовно-нравственное развитие личности учащихся в образовательном пространстве школы-интерната определяется в настоящий момент как одна из главных целей, которую необходимо достичь, с тем чтобы в перспективе можно было получить планируемый результат — духовно-нравственную воспитанность выпускника  ЧОУ  «Школа-интернат им. Преподобного Сергия».

       В образовательном пространстве  ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия»   созданы  все условия для формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций у воспитанников. Соответствующая целевая установка имеет конкретное отражение в содержании основных и дополнительных образовательных программ (как в постановке цели духовного и нравственного воспитания, так и в определении главных общих задач по ее достижению).

            За годы существования нашего учебного учреждения выработался механизм развития и поддержания православных традиций. Празднование дней ангелов воспитанников, великих двунадесятых и христианских праздников,  Таинство Причастия   – все это несет огромный воспитательный потенциал. Для достижения названых целей на территории  школы-интерната в 2002 году построен   – Храм  Святителя Алексея,  где дети становятся членами Православной Церкви, которая закладывает основы нравственного воспитания и формирует в детях любовь к своему народу, уважение к своей истории и культуре, формирует высоконравственную личность, способную к творческому труду и служению своему Отечеству.   В образовательный процесс  введено изучение вероучительных предметов, в  процессе изучения которых  обучающиеся знакомятся с историей религиозной культуры,  влиянием религии на нравственную, законодательную, бытовую, творческую и другие области жизни и деятельности человека, знакомятся с  событиями  религиозной жизни, историей происхождения и смысла церковных Таинств и богослужений, религиозных понятий и символов изучения религиозной жизни, отраженной и сохранившейся в культуре и истории народов. В качестве регионального компонента в содержание образования введено изучение духовного краеведения, что способствует личностному и гражданскому становлению наших воспитанников.

         Обучающимся нашей школы-интерната также предоставляется право заниматься в кружке «Церковное пение». Предлагаемый курс  предусматривает, прежде всего, практическое освоение современного церковного певческого обихода. Посредством обиходных песнопений обучающиеся знакомятся с важнейшими православными богослужениями: Литургией, Вечерней, Утреней, а также с главными христианскими  праздниками. Вместе с тем, курс предполагает ознакомление с богослужебными книгами, отдельными фрагментами византийской и русской истории церковного пения. На уроках используется канонический тексто–интонационный материал. Посредством пения, дети, на доступном им уровне, усваивают православную догматику, литургическое и нравственное богословие, чинопоследование служб. Воспитанникам также предоставляется возможность практические персональные занятия с преподавателем на звоннице-тренажере с настоящими колоколами.

          Таким образом, для  духовно-нравственного воспитания  в школе-интернате нами выбрана модель традиционной школы, основанной на заповедях Божьих, нормах и ценностях православия, тысячелетней культуре.

 

 

Сведения об образовательной организации